— 529 — и которые можно обойти и подкупить? Да и лучше ли обставлено воспитание детей и иривилегированного класса? Не даром ведь мы насчитываем сотни хулиганствуюицей молодежи во всех учебных заведениях, начиная с высших и кончая низшими. Не даром ведь местные пастыри церкви, получившие образование, ведут себя зачастую так предосудительно, что стыдно бывает за них перед животными. А все, так называемые пролетариатом, кровоиийцы-капиталисты разве к ним привито человеческое отношение и сострадание к меньшему брату? Увы! их девиз одна нажива. Одно собирание богатств какими бы то ни было средствами. А для чего, куда и кому? они и сами не знают. Я даже не знаю какой взять класс, какое сословие, из. среды которого не выростали бы паразиты жизни или разлагающий элемент. Говорят, что это неизбежное зло, без этого нельзя, „в семье не без урода". Но ведь урод в семье уже и знает свое место. Да и уроды в семье бывают почти без исключения по вине родителей или воспитателей. А ведь в общественной жизни изуродовано больше половины людеии. Разве это неизбежно? Но человечество уже сознало, что так жить дольше нельзя. Оно ищет выхода из такого положения и за последнее время все внимание общества обращено на образование, в нем полагают спасение для человечества. Но и это разве не новая ошибка, разве мало образованных людей копающих для человечества яму? Что дала народу образованная бюрократия? Она не только ничего не дала народу, но отняла и то что ему дала природа. Отняла землю и придавила его ум. Что дали даже талантливые писатели вроде Отто Вейнингера и иорнографа Арцыбашева. Лучше бы этим людям образования не получать, тогда они принесли бы меньше вреда. Ничего не могли дать народу даже ученые носители нравственных идей христианства. Они вечно вели между собой безконечные споры, производили раскол, враждовала из-за каких нибудь форм богослужения, из-за перестановки букв, а народ оставался все время на ложном пути. Он не понимал чего собственно от него требует Бог, какого выражения преданности Его воле и вместо того, чтобы прежде всего иметь в виду главную основу христианства—безкорыстную любовь к Богу и своему ближнему, они только боялись Бога и старались задобрить Его хождением в храм, украшением икон. Сжигали перед ним целые пуды масла и свеч, не ели скоромного в постные дни, подавали поминанья о здравии и за упокой и даже дело дошло до того, что в храмах оказывалось украшение на иконах и крестах на несколько десятков и даже сотен тысяч рублей. И больше никакого проявления преданности Богу они не знали, о какой то любви к ближнему, о воздержании от зла и порока, они почти и не помышляли. А ученые пастыри, видя, что народ все более и более тонетъ* в пороках, не только не старались разъяснить ему истинный смысл служения Богу, но даже поощряли сами народ, на безполезные жертвы Богу, усыпляя этим совесть народную. Человек поставит свечку | — 530 — ирод иконой, сделает золотую ризу с дрогоценными камнями, и думает, что он соделал для Бога все, что мог и ому больше не о чем заботиться, милосердие Божие удовлетворено. Таким образом выростали храмы на пожертвования, копились в них дрогоценности, собирались капитачиы, богатела высшая иерархия, а народ съедал друг друга за клочок земли, голодные люди шли на преступления, грабежи и убийства, женщины торговали собой, домовладыки утопали в пьянстве, увечили свои семьи и пускали их по миру. Это все делали христиане, а ученые пастыри давали свое молчаливое согласие, на такой образ жизни христиан. Если же какой нибудь человек напоминал ученой иерархии, что Христос не затем приходил на землю, чтобы унизать ее храмами, скопить в них дрогоценности, и обогатить монастыри вместе с высшей иерархией, а затем, чтобы водворить на земле мир и любовь между людьми, тогда такие смельчаки признавались иерархией за опаснейших врогов церкви и бунтовщиков. Такой ли пользы теперь ждет человечество от образования? И почему думают, что образованные люди будут лучше всех вышеописанных Вейнингеров, Арцыбашевых и их последователей, хищников-рабовладельцев, крепостников помещиков и той образованной бюрократии, против которой оно теперь ведет борьбу? Из всего мной сказанного я думаю никто не выведет заключения, что я против образования. Образование человеку необходимо безусловно, но оно должно идти не впереди воспитания, а рука об руку с ним. Прежде всего человеку должно быть дано хотя сносное воспитание, т. о. чтобы человек воспитанием не был искалечен, а потом уже и образование. А то школе не только трудно, но часто даже невозможно бывает исправить ребенка искалеченного воспитанием, да и терпим ли такой ребенок бывает хотя в какой нибудь школе? От того образование и приносит хорошие плоды только тогда, когда оно привилось к неиспорченной душе человека, а люди испорченные с детства только злоупотребляют своим образованием, прикрывая, защищая и оправдывая могучих, властных и богатых, и стараясь высосать все жизненные соки из всего слабого темного и доверчивого. Чтобы поставить на надлежащую высоту воспитание, необходимо прежде всего вывести женщину-мать и воспитательницу из того полускотского положения, в котором она находится теперь. Необходимо поднять ее авторитет, как в глазах детей, так и в глазах мужа, чтобы он не гиеа изливать свое зло, свои страдания, свои пьяные страсти над своей беззащитной и униженной женой и детьми, а стыдился бы показаться перед ней в таком безобразном виде. Чтобы окончательно разложившиеся мужнины не терпелись на службе ради семьи, потому что для семьи такой отец или муж не может ни в каком случае принести пользы, а напротив растлевает ее своим поведением и передачей своих пороков в наследство потомству. Необходимо дать женщине |