— 527 — соблазнтелыиый предмет страсти, женщины не могли упустить это из виду и поэтому старались искусственно развить свои страсти в угоду мужчин. Я могла бы привести много фактов в доказательство правоты моих доводов и как женщина, и как акушерка, но здесь я веду речь о важности воспитательной роли и потому слишком удаляться от этой темы не буду. Я только хочу сказать, что женщины не но своей вине и воле сделались такими, каковы они есть теперь, я хочу сказать что напрасно Л. Н. Толстой ломал перья в своих сочинениях, воюя с развращенной женщиной привиллегированного класса. Для чего он это делал, кого хотел убедить в том, что порокъ—мерзость? и какую пользу принесли его сочинения? Его сочинения читал и перечитывал весь интеллигентный и образованный мир, он же производил оценку этим сочинениям, он рукоплескал ему, он возвел его на тот пьедестал, на котором Л. Н. оказался выше почти всех русских писателей. Но сделался ли этот ученый и интелигент-нмй мир лучше, блогодаря учению Л. II.? Сомнительно! да и ожидать этого трудно, потому что мерзость порока это всеми признанный факт, это знают люди и прочитавшие произведения Толстой, и не читавшие их, знают и самые темные люди. Это проповедывали пророки и сам Спаситель мира Христос, и тем не менее порочность развивается в людях не но дням, а по часам. Мир как крыловский кот „слушает да еггъ“. Что же это значитъ? где искать этому причину? А мне кажется причина ясна как Божий день. О чем, прежде всего хлопочет пахарь, когда собирается посеять рожь, или садовник, когда собирается разводить садъ? Каждый знает, что для успешного достижения своей цели следует хорошенько возделать, удобрить и разрыхлить почву, сделать ее плодородной, очистить от камня, щебня и сорной травы ,а потом молодые всходы окружить самым тщательным, внимательным уходом, так как на жесткой каменистой почве никогда не получится хорошого растения. А когда гибнет сад, то сколько прилагает старания садовник чтобы отыскать причину гибели его. Чтобы на следующее время устранить эту причину. И кроме того, чтобы взяться за садоводство и землепашество для достижения хороших результатов требуется самая тщательная подготовка и привычка к этому делу, да и никакое другое ремесло не дается без подготовки и науки, даже сапожник и то учится своему ремеслу минимум три года. Так ли поставлено дело с воспитанием человечества? На какой почве оно родится? Какой атмосферой бывает окружено во время младенчества? Какую имеют подготовку его воспитатели? Имеют ли они у ссбя под руками нужный материал для того, чтобы вылепить из ребенка, т. е. его души, прекрасную фигуру и охранить ее и вперед от растлевающих элементовъ? Увы! ни что так не заброшено, как дело воспитания. О здоровье спокойствии и хорошем самочувствии матери, как производителя человечества, не прилагается никем никаких попечение. | — 528 - Даже возможность еамохрансния и то отнята у женщины безправием. Л поэтому ее здоровье и психика, стоят в полнейшей зависимости от порядочности ея мужа, т. е. мужа законного, без которого она даже не имееп. нрава делаться матерью, а сделавшись таковой, жестоко преследуется законом и обществом, вместе со своим дитей. Она даже не позьзуется той неприкосновенностью своей личности, которой пользуется самка животного царства. А в случаях изуверства мужа она подвергается таким ужасам насилия над своею личностью в своем застенке, называемом домашним очогом, что никакому зверю из самой кровожадной породы не придет в голову применить такое насилие не только к своей подруге, но и к своей жертве, которую он намерен употребит в пищу. Разве только кошка может конкурировать с человеком в жестокости, когда истязает мышку, с целью насладиться страданиями живого существа. Ни сколько не лучше, если не хуже, обстоит дело женщины и как воспитателя. Она лишена возможности не только готовиться к делу воспитания, но даже ой отрезаны все пути к изысканию средств для обезпечения себе и детям безбедного существования и к охране себя и семьи от всех нежелательных влиянии нарушающих мирное и спокойное течение семейной жизни. Кя семейный очаг ежеминутно может подвергнуться разгрому со стороны морально заболевшого мужа и нет ей выхода из такого положения, се насильно связывают и заставляют жить с таким мужем и даже не только с таким, но иногда с совершенно разложившимся живым покойником, например, с безнадежным алкоголиком. Безначпортность замужней женщины и отсутствие прав на свободное передвижение и избрание труда — это цепь связывающая женщину-воспитателя даже с самым вредным для потомства мужем. А об умственном развитии женщины матери низшого класса нечего и говорить. Для нее источник науки, религии, суда, и образа жизни совмещается только в муже и очень часто в пьяном, что он скажет, прикажет, чему научит, то она и должна исполнять. Наука же производится посредством кулака. Как бы не были чудовищны возникшие в его голове мысли, жена не имеет права им не подчиниться. Одно слово, законъ! — говорит крестьянка о муже. Оптимисты говорят: животные и совсем растут без воспитания и много менее приносят вреда, чем человек. Но если бы дети испорченных родителей имели возможность роста предоставленные самим себе как дети животныхъ! Но этого блага они лишены. Их жизнь ломают и коверкают самым безпощадным образом. Пьяпые безобразия и кровавые сцены перед глазами детей леденят, ожесточают и растлевают сердце и душу ребенка, а постоянное попирание личности слабого укореняюгь в душе ребенка извращенное понятие о справедливости и в большинстве случаев полное презрение к ней и ко всем законам. Да и как можно привить в душе ребенка уважание к таким законам, которые не стоят на страже интересов слабого, |