— 52В — татов при столкновении различных обицественно-пол пни носких идеологий идет и будет происходить нивеллировка :>тих идеологии, и эта нивеллировка сама по себе неминуемо приводит и будете приводить Народные Университеты к только что указанному единственному лозунгу. Наконец, административным сферам необходимо принять незыблемую истину, что „свет и знание* обладают особыми свойствами -живой и непрерывной эманации; эманации „света и знания* нет и не может быть преград; свет знания и просвещения можно гасить, но не угасить. И вряд ли это входит в интересы и задачи мудрого государственного управления—даже реакционно-консервативного характера. Даже и его задачи в области культуры и просвещения народных масс могут и должны определяться только одиоии формулой: закономерная, но широкая свобода к просвещению народных масс всем живым, активным, самодеятельным силам общества и народа. Лишь при этом условии возможна борьба с многочисленными социальными недугами русского народа, а в том числе и с алкоголизмом; лишь ири этом условии и Народные Университеты в состоянии сделаться могучим орудием и средством • в борьбе с социальными недугами, а в том числе и с алкоголизмом. Все приведенные соображения приводят к следующему ряду положений: 1. Народные Университеты, несущие свет и знание в глубокия и широкия народные массы, охватывая своим влиянием но преимуществу обездоленные светом и знанием слои населения, являясь пока почти единственными организованными учреждениями широкого внешкольного образования народных масс,— могут и должны быть могучим орудием и средством в борьбе со всеми социальными недугами и в том числе с алкоголизмом. 2. Народные Университеты в борьбе с алкоголизмом могут проявлять свое влияние; а) своими общими культурно-про-гветительиыми функциями; б) непосредственно, как органы, выясняющие гибельные социальные и санитарные последствия алкоголизма, как антиалкогольные школы, как пункты проповеди индивидуальной и организованной общественной самодеятельной борьбы с алкоголизмом; в) посредственным своим влиянием, как органы и учреждения, — своими культурно-просветительными функциями могущие отвлекать народные массы от алкоголизма. 3. При скудости в России организованного государством и общественными самоуправленьи (городами и земствами) внешкольного образования и соответственных учреждений—Народные Университеты, как проявление самодеятельной частной и общественной инициативы, должны встретить живую поддержку государства и общественных самоуправлений,—особенно последних. 1. Города и земства в своей программной культурно-про-светительноии деятельности должны учитывать Народные Университеты, как могучие органы внешкольного образования, связы- 34 | — 524 — вать и объединять деятельность Народных Университетов со' своей просветительной деятельностью, оказывать Народным Университетам носильную помощь материально, помещениями и всеми своими образовательными средствами. 5. ИИривилегированные Университеты, все высшия школы, их профессорския коллегии должны ближе и теснее примкнуть к Народным Университетам, чтобы общия жизненные научные дисциплины вывести но возможности в широкия народные массы. 6. Народные Университеты своей политической безпартийностью, связью с организов; иными общественными массами, общественными самоуиравлениями, привилегированными Университетами, высшими учебными заведениями, различными специальными учреждениями, ведущими борьбу с теми или другими социальными недугами (алкоголизм, жилищная нужда, туберкулез и проч.), объединением деятельности самих Народных Университетов,—могут незыблемо упрочить свой внутреннюю и внешнюю организацию, широко развить свой плодотворную деятельность. 7. Народные Университеты должны быть освобождены ог тех тяжелых административных пут, которые парализуют с одной стороны широкое развитие Народных Университетов по площади России, а с другой—в полной мере продуктивную деятельность уже существующих Народных Университетов. |