Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 508   >>>

  

- 508 —

процесса брожения. Но в особенности подходящим для обсуждения этого вопроса является преподавание анатомии, причем учитель обязан обращать внимание учеников на вредное влияние алкоголя ири процессе прохождения через кровь.

Не останавливаясь подробнее на способах распространения антиалкоголизма между учащимися, скажем лишь, что выполнение вышеприведенных указаний необходимо предоставить педогогическому такту учителя, который подскажет ему, как вплести эти поучения в преподаваемый предмет, какие именно из них уместны на различных ступенях преподавания и могут возбудить интерес учащихся. Если однако такое преподавание, „к случаю “, но указанному способу, уже применялось несколько лет, то все же окажется необходимым приведение его в известную систему, другими словами, явится потребность в последовательном преподавании всех входящих сюда вопросов. Такое преподавание приобретает большое значение ко времени перехода учащихся в старший возраст, и в школах высшого тина, или в старших классах средних учебных заведений могло бы быть приспособляемо к учению об анатомии человеческого тела. Если учителя не в состоянии давать такого рода уроки, то следует приглашать сведущих лекторов.

До сих пор мы говорили об обучении молодежи живым словом, но обучение это может вылиться и в другия формы, с успехом подкрепляя устные наставления. Раньше всего следуете озаботиться пополнением ученических библиотек подходящею антиалкогольной литературой, чтобы ученики сами могли ориентироваться в алкогольном вопросе. В школе, где я состой преподавателем, предполагается приобрести для ученической библиотеки хрестоматию, изданную учителями и учительницами швейцарского общества трезвости. Далее следовало бы принять за правило, чтобы книги для чтения содержали подходящия статьи, стихотворения и поговорки. Хотя все эти меры относятся, главным образом к преподаванию родного языка, по можно было бы уделить внимание вопросу об алкоголизме и при издании учебников но другим предметам. Не безполезна была бы и раздача учащимся в подходящих случаях кратких брошюр или летучих листков с популярным изложением алкогольного вопроса. Наконец, я хотел бы упомянуть еще о применении картин для наглядного обучения. Я показывал их неоднократно, в особенности же статистическия таблицы, и каждый раз я мог убедиться в том, какой живой интерес оне возбуждали у учеников.

Затем, мне хотелось бы затронуть очень важный принципиальный вопрос, без разрешения которого движение в пользу трезвости едва-ли можете рассчитывать на положительный успех. Вопрос этот следующий: как знакомить молодежь с вопросом об алкоголизме, чтобы даже умеренные учителя относились к делу с полной симпатией, и чтобы не возникало разногласий между семьею и школой? Указания на то, что дети не имеют нрава

— 509 —

критиковать своих родителей, что привычки взрослых не должны служить примеромъ^ для детей, или, наконец, что во времеши молодости родителей вредное влияние алкоголя не было еще достаточно установлено наукой, — едва-ли могут считаться достаточно убедительными, в особенности для учащихся в средних школах. Но моему мнению, есть только одно средство удовлетворить вышеприведенным требованиям, а именно: при поучениях и преподавании в школе не следует затрагивать вопроса о трезвости и умеренности среди взрослых, но с тем большей убедительностью и настоятельностью необходимо указывать на то, что потребление алкогольных напитков особенно вредно для детей и что поэтому его следует избегать. Такая система у здраво рассуждающих родителей и воспитателей не может не встретить полного одобрения. Направленное в таком смысле преподавание учит воздержанию детей, но не критикует образа жизни взрослых. Если же любознательными учениками будет предложен вопрос, как относиться к потреблению алкоголя в зрелом возрасте, то следует отвечать, что это-де нужно предоставить самостоятельному решению каждого.

Рука об руку с обучением должно идти последовательное приучение детей к трезвости и с этого следует начать уже в младших классах. Конечно, приучение к воздержанию от алкогольных напитков есть раньше всего дело домашняго воспитания, но и школа окажет свое влияние, если поставит себе в обязанность обращать внимание родителей и воспитателей на опасность, грозящую телесному и умственному развитию молодежи от потребления алкоголя.

Такое влияние школа можете оказать уже при самом приеме вновь поступающих учеников. Так, например, среди условий, к исполнению которых родители или заместители их обязуются письменно при поступлении ребенка в школу, можно бы упомянуть об алкоголе; или же воспитателям, будь то родители или заместители их, можно бы разослать брошюру, для обязательного прочтения, с просьбой, не давать детям крепких напитков. При личном знакомстве родителей с учителями в этом отношении можно достигнуть еще лучших результатов.

Такими предписаниями школа, однако, не должна довольствоваться, но должна непосредственно влиять на вверенную ей молодежь; главным же образом, весь учительский персонал должен служить в этом отношении хорошим примером и тем самым надлежащим образом подкреплять обучение. Образ жизни и привычки учителей ученикам знакомы лучше, чем первые предполагают; легко понять поэтому, как сильно действуют дурной или добрый примеры. Из отдельных мер особенно рекомендуются прогулки и школьные празднества без крепких напитков, но тут, конечно, должны воздерживаться от алкоголя не только ученики, но и учителя. Здоровое движение, развитие ловкости, умеренное занятие спортом, как равно всякое физическое занятие, в противоположность сидячему образу жизни и