— 479 — так как эти классы, покупая перечисленные предметы первой необходимости, уплачивают своими трудовыми грошами такой же налог, как и обезпеченные классы, живущие за счета эксплоатации трудящихся. В совершенно ином положении относительно налогов находятся обладатели зехмельной собственности, недвижи-мостей, капиталов и промышленных предприятий. Сосредоточивая в своих руках крупнейшия богатства страны, они рассматриваются государством как граждане, с податными силами которых нужно особенно бережное обращение. Для этих классов населения учреждены наиболее гуманные и справедливые виды налогов, так называемые прямые налоги, которыми облагается не потребность в предметах первой необходимости, а определенное имущество. Насколько бережно относится к этим классам фиск, можно судить но тому, что все эти обладатели необозримых латифундий, громадных дворцов, колоссальных капиталов и промышленных предприятий всей России уплачивают налоги, сумма которых составляет едва только 7,7% всего государственного дохода (191 милл. руб); особенно ярко сказывается привиллегированность положения обладателей капиталов и доходов, сбор с которых составляясь менее 1% всего доходного бюджета государства. Итак, мы видим, что наша финансовая система всею своею тяжестью ложится на наиболее слабые в экономическом смысле классы населения, щадя сильных. И пока элементарная справедливость не заставит власть сделать совершенно обратное распределение, до тех нор не может быть и речи о действительной борьбе ст, алкоголизмом. Исключить из бюджета питейный доход и доход от налога на сахар и пошлины на чай, значитъ—получить возможность уничтожить продажу водки и сделать более доступным для массы питье чая. Но для этого необходимо изыскать какие нибудь новые источники государственных доходов, которыми можно возместить более 800 миллионов руб. убытка от уничтожения винной монополии. Задача эта трудна, но не так непреодолима, как стараются представить ее любители выколачивания из народа „не последней копейки“. Для этого необходимо коренным образом изменить нашу финансовую систему, положить в ея основу более справедливое распределение налогов. Если податные способности зажиточных и богатых клас-совь будут использованы фиском с такой же интенсивностью, какая применяется ныне к бедной массе населения, то недостающие 800 миллионов найдутся очень скоро. Первым шогом на этом пути может послужит введение прогрессивного подоходного налога — единственно справедливой формы обложения, так как при ней бремя налогов распределяется равномерно, в зависимости размера доходов каждого. Далее, самое уничтожение продажи питей сбережет государственной казне около 250 милл. рублей, расходуемых на казенную винную операцию. Наконец, недостающая сумма может быть возмещена введением таких налогов, как квалифицированный налог на крупную | — 480 — земельную собственность, на незаработанный прирост ценностей, прогрессивный налог на наследства и другие виды обложения имущих классов. Мы уже не говорим о том, что-с прекращением массового спаивания населения, повысится его экономическое блогосостояние, которое само но себе повысит и доход кассы государственной казны и поможет угнетенному обнищавшему народу воспрянуть к разумной, здоровой, самодеятельной жизни и осуществит те многообразные меры борьбы с алкоголизмом и его последствиями, о которых мы говорили выше. Вышеизложенные соображения приводят нас к следующим выводам представляемым нами на обсуждение Съезда: 1. Алкоголизм в России обязан своим процветанием, главным образом, существующей у нас финансовой системе, в которой доходы от продажи нитей и от налогов на предметы первой необходимости составляют около 56% обыкновенных государственных доходов. Поэтому никакая борьба с алкоголизмом не приведет к фактическому уничтожению пьянства и связанного с ним вырождения, пока эта система не будет коренным образом изменена. 2. Исходя из этого положения, необходимо признать, что неизбежным условием торжества трезвости, наряду а) С7> мероприятиями экономического и культурного характера, как улучшение положения рабочого масса, обезпечение безработных и инвалидов труда, увеличение площади крестьянского землевладения, улучшение способов землепользования и сельскохозяйственной культуры; б) с осуществлением в стране всеобщого обучения и свободы распространения внешкольного образования; в) с осуществлением всех видов гражданской свободы, является реформа нашего государственного хозяйства и финансовой политики, на началах: а) исключения из доходного бюджета доходов от продажи нитей, от обложения предметов первой необходимости, от таможенных пошлин; исключения из расходного бюджета расходов по эксплоатации винной монополии; б) введения в доходный бюджет новых видов государственных доходов, как то: прогрессивного подоходного налога, квалифицированного налога на крупную земельную собственность, на незаработанный прирост ценностей, прогрессивного налога на наследства и другие виды обложения имущих классов; введение в расходный бюджет ассигнований на осуществление всеобщого обучения и другия культурные надобности. |