— 477 - Коли бы население было приобщено к этим благам свободы и культуры, оно могло бы взять в свои руки борьбу с алкоголизмом. Для этого в его распоряжении имеется много средств,-но главнейшее из них, это—законодательное регулирование продажи и потребления алкоголя. В этом отношении, такия меры, как введение Готеборгской системы, дают блогоприятные результаты. Система эта, введенная в Скандинавских государствах и Финляндии, заключается в том, что открытие винных лавок в стране зависит не от частных лиц и не от казны, а от постановления самого населения данной местности, причем постановления принимаются путем голосования, в котором принимают участие и женщины. Право содержания винных лавок предоставляется только акционерным предприятиям, которым ставятся такия условия, что им невыгодно заботиться об увеличении потребления водки: из дохода от продажи водки они могут оставлять у себя лишь 5—6%, остальной же доход идет на просветительные и культурные цели; зато они могут увеличить свой прибыль продажею разных съестных припасов и закусок, доходы от каковой поступают в полное распоряжение обществ, торгующих спиртом. Готеборгская система привела к сильному ослаблению пьянства везде, где она вводилась: например, в Швеции, где ежегодно на каждого человека приходилось, до введения этой системы, около 60 бутылок выпиваемой водки, в настоящее время приходится но более 1 бутылки на душу. * ★ * Итак, мы видим, что для борьбы с алкоголизмом имеется много радикальных средств, множество путей, ведущих прямо к цели. По вглядываясь в нашу действительность, мы вынуждены признать, что эти пути нам недоступны. Если даже допусти^ что naniQ правительство, в один прекрасный для России день, обезпечить нам возможность реализации перечисленных выше политических, экономических и культурных благ, то и в таком случае борьба с алкоголизмом окажется для нас недоступной. Непреодолимым препятствием в этом случае является наша финансовая система, о которую разбиваются и те слабые попытки борьбы с пьянством, какия у нас принимались до сих нор. Стоит бросить хоть беглый взгляда» на наш государственный бюджета, чтобы убедиться, что в нем погребены все надежды па спасение1 страны о та вековечного зла. Посмотрим же, в чем здесь дело. взяв для этого государственную роспись за последний финансовый год (1909 г.). Рассматривая состав обыкновенных государственных доходов, мы видим, что почти 56°;о их дают косвенные налоги, среди которых питейный, налог составляет большую их часть: на 2.477.000,000 руб. доходов, на долю косвенных налогов приходится 1.386.000,000 руб.. в том числе на доход казны от продажи водки и питей—733.000,000 рублей. Таким образом, почти Vя государственных доходов получается от того, | — 478 — что население пьет продаваемую казной водку. В этом обстоятельстве и кроется причина неудачной борьбы с алкоголизмом в настоящем и невозможности этой борьбы в будущем. Для того, чтобы уничтожить алкоголизм нужно уничтожить продажу водки, а если правительство это сделает, то оно лишит государственную казну целой трети ея дохода. Только вникнув в это, можно понять всю призрачность и фальшивость всех мер, принимаемых правительством в деле борьбы с алкоголизмом: учреждая попечительства о народной трезвости, министерство финансов шло на явный ущерб казне и старалось поэтому ослабить этот ущерб тем, чго рассылало циркуляры в роде тех, о которых рассказывал член Государственного Совета г. Кра-мер. И упомянутая выше коммиссия Государственной Думы сочиняла свой антиалкогольный проект с явным рассчетом сохранить неприкосновенность доходного бюджета. Поэтому мы и видим, что за истекшия 15 лет деятельности винной монополии и существования попечительств, доход казны от водки увеличился почти вдвое и почти во столько же возросло и пьянство. Вся „борьба41 свелась, таким образом, к тому, что на поддержку попечительств, не приносящих никакой пользы, было затрачено за 14 лет более 100 милл. народных денег (расходы попечительства = 9 милл. р. в год), а от влияния некоторых попечительств администрация вынуждена была ограждать учащуюся молодежь особыми приказами, воспрещая учащимся посещение таких учреждений, как петербургский Народный Дом. При такой зависимости государственного бюджета от питейного дохода иначе и не могло быть и если бы правительство стало принимать действительные, а не призрачные меры для борьбы с пьянством, то это сводилось бы к подпиливанью того дерева, на котором оно само сидит. Вправе ли мы требовать от него такого способа разрешения рокового вопроса? Конечно, нет, ибо это значило бы требовать совершенного расстройства государственных финансов. Здесь нужны такия меры, которые могли бы доставить государству доход, эквивалентный доходу от продажи питей. В своем стремлении сводить концы с концами ежегодно растущого непомерного бюджета, министерство финансов видит все спасение во все большем и большем нажимали податного пресса, напряжении платежных сил населения. Оно исходит в этом стремлении из проповедуемой г. Коковцевым идеи, что крестьянство и пролетариат отдают государству все еще „не последнюю коиейкуи. Но мы не последуем за этой финансовой философией г. Коковцева, ибо находим, что „последняя копейка“ уже давно отдана теми классами населения, из которых ее так старательно выжимают. Те 56% государственных доходов, которые дают косвенные налоги, и есть те конейки, которые почти целиком выжимаются из бедных слоев населения: ведь налоги на водку, на сахар, на керосин, на чай, спички, табак и на все заграничные товары, составляя 1,386 миллионов рублей дохода, ложатся главной своею тяжестью на трудящиеся классы |