Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 466   >>>

  

— 466 —

обществу; то оно разбивалось о желания всесильных откупщиков. Во времена акцизной системы в 1885 г. признали недопустимым сельским обществам брать деньги за разрешение торговли (не на основаниях ли безнравственности такого налога?!); а в виду боязни, что отнимая это право, даем повод массовому сокращению торговли, право сельскихт> обществ заменили усмотрением вновь созданных довольно странных органовъ— ПитейныхъТирисутствий с общественным, как будто, представительством. Достаточно взглянуть на условия, допускающия непризнания приговоров сельских обществ о воспрещении торговли, чтобы прийти к заключению, что эти приговоры—одна фикция, ибо ни один из них может не удостоиться утверждения присутствия. Со введением же казенной продажи и эта фикция общественного участия в деле решения вопроса о насаждении питейных заведейий, отошла в область преданий и в дальнейшем развитии принципа устранения общества реформа дошла до предела, который положен требованием единогласного решения на сходах при обсуждении вопроса быть или не быть продаже крепких напитков в селении,—кабак з&крепощен, ибо кто может думать о возможности единогласного решения. В дроблении единицы продажи, реформа с первых шогов уже дала предел, введя Ч20о ведра и создавая идиллию покупки такой дозы трудящимся людом пред обедом каждый день; идиллия повела к развитию, или, лучше сказать, к созданию промысла разносной торговли но рудникам, приискам, в фабричных районах, базарах и проч., и проч. Что касается до числа заведений, то кто из вас, гг., не знает, что густая сеть кабаков всех рангов и разрядов, всех категорий, покрывающих Россию, не поддается учету.

Какия идиллическия картинки рисует нам деревенская жизнь, об этом свидетельствуют Труды Комитетов.

„В настоящее время крестьянину остается одно из двух: или пить дома, в кругу своей семьи, причем в попойке принимают участие, соблазняясь примером, а также настойчивыми предложениями хозяина, не только женщины, но нередко и подростки,—или же на улице, что действительно, в последнее время и стало обычной картиной деревенской жизни. Крестьяне целыми толпами сходятся у казенных лавок, соблазняют и втягивают в свой кружок мимо проходящих, а дети, снабжая старших стаканчиками, получают за это вознаграждение вином, которое сливают в бутылки, и сами приучаются пить или продают его другим лицам

„Под влиянием новых условий торговли потребление вина приняло еще более нежелательные формы. Главная цель казенной монополии—приучение к домашнему распитию вина путем сокращения числа питейных заведений,—привело, в действительности, к публичному уличному пьянству и разгулу.

Борьба с корчемством поставлена в условия невозможные,— население безусловно не сочувствует казенным лавкам, оно

— 467 —

покрывает всякого корчемника; борьба эта вполне напоминает пальбу из пушек по воробьям,—если для очистки совести и проявления деятельности органы администрации открывают корчемство, то кто садится на скамью подсудимых,—калека, бездомная вдова с кучей детей и проч., а истинный продавец остается вне.

Надзор акцизный с одной стороны ограничен в своих правах но преследованию корчемства, а с другой—и устав акцизный везде проводит мысль главной обязанности надзора следить за сохранением казенного интереса; а разве корчемники? этот интерес нарушаетъ?! Не поддерживает ли он его?!

Возможно ли достичь большого сближения продукта с потребителем, возможно ли больше удалить общество от решения вопроса о питейном режиме, как это сделано со введением казенной продажи нитей и ея дальнейшим усовершенствованиемъ?! Думается, что трудно!

Устранила ли казенная продажа хотя бы зло спаивания под залог вещей, урожай, работу и проч.? Ответом на это лучше всего служат многочисленные свидетельства местных Комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности.

В притонах спаиваются не только взрослые, но и малолетние; последним вино отпускается даже дешевле установленной стоимости и не только за наличные деньги, но и в обмен на всякое имущество, нередко похищенное в своей же семье. Тут же, само собой разумеется, принимаются и всевозможные заклады. Посетители подобного рода негласных вертепов обыкновенно распивают вино не в одиночку, а вместе с продавцом, сельскими властями и другими завсегдатаями, что значительно увеличивает расход населения.

При таких условиях можно-ли думать о влиянии казенной продажи на отрезвление населения, — если в силу многих условий душевое потребление до введения казенной продажи имело тенденцию к понижению, то со введением, хотя экономическое положение населения не улучшилось, проявилась сильная тенденция к увеличению потребления; так цифры по восточным губерниям, наиболее характерным в данном случае, говорят:

1885 г.

душевое потребление . .

. . . 0,50 ведра.

1886 „

п

. 0,48

и

1887 „

и

. . . . 0,43

1888 „

. . . . 0,40

ии

1889 „

. . . . 0,38

и

1890 „

п

и

1891 „

t>

, . . . 0,30

и

1892 „

и

. . . . 0,30

и

1893 „

, . . . 0,35

п

1894 „

п

11 • «

. . . . 0,34

11

Среднее за 1885—1894 г.г.

0,38 ведра.