Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 398   >>>

  

— 398 —

Впрочем, регулировать потребление таких предметов можно и помимо монополизировался их казной.

Не лишним считаем привести, в заключение, интересный: отзыв о монополиях покойного министра финансов II. X. Бунге. Еще в 1886 году Министерство приступило к разработке вопроса о винной монополии и собирало относящияся к нему данные, но тогда министр „не осмеливалсяк утверждать, чтобы винная монополия была полезна.

„Винная регалия существовала в России не раз, и ири графе Катерине была окончательно отменена, вследствие деморализации, внесенной ею в управление питейными сборами, а также и уменьшения доходовъ“. По мнению покойного министра, „сомнительно, чтобы казенная монополия увеличила финансовые рессурсы, обратив прибыли настоящих продавцом хлебного вина в доход казны41. При казенной монополии потребуются большия хозяйственные издержки, а та доля прибыли, которая извлекается ныне торговцами, посредством злоупотреблений „в казну44, конечно, не поступит и может сделаться только достоянием тех агентов Правительства, которые не оправдают доверия.

Достигнуть увеличения дохода от реформы, в питейном деле возможно, как нам кажется, путем привлечения к ближайшему участию в этом деле земских и городских учреждений; в таком случае, возможно установить без всякого ущерба для народной нравственности продажу казенного вина на комиссионных началах и местами ввести готтенборгскую систему продажи питей.

Во всяком случае, для серьезных экономических успехов, нам недостает собственной работы, своего ума и своей энергии. Правительство может тут помочь всего более школой. В остальном следовало бы пожелать, чтобы правительственные меры как можно меньше мешали личной энергии и самодеятельности, пока та и другая не выходят из рамок закономерного проявления. Поменьше опеки в сфере частной деятельности — побольше простора для личной предприимчивости.

Доклад С. М. Лхиткофа.

Финансово-экономическая система и алкоголизмъ».

§ 1. На труд человека влияют три силы: силы природы, сила или власть человека, сила или власть денежная.

Эти силы могут влиять блоготворно или разрушительно.

Наблюдая явления, обобщая их, человек более и более подчиняет своему распоряжению силы природы и пользование ими тем успешнее, чем человек более свободен от власти других людей и от власти денежной.

Власть человека над человеком в высшей степени проявляется в рабстве, в подчинении телесных и духовных сил воле другого человека.

В странах цивилизованных, и в том числе в России, крепостничество упразднено и в России 17 октября 1905 года установлен игравовой порядок, дозволяющий безпрепятственное пользование благами моральными и облегчающий развитие духовных сил человека.

Сила или власть денежная выражается в создании условий материальных, условий финансово-экономических.

Во многих странах оказывается, что ири высшей степени моральной свободы личности от власти другого человека, как отдельный человек, так и целые народные массы находятся в ужасающей неволе у власти денежной и гнета этот даже тяжелее, чем прежнее крепостное состояние.

Для защиты от новой кабалы, экономической, нлутократиче-екой, народонаселение обращается к правительственной власти, под руководством которой может быть произведено соответственное урегулирование между трудовой силой и силой денежной. (Подобное явление мы замечаем в настоящие дни в Англии при рассмотрении бюджета на 1909 г.).

§ 2. Сила денежная в наивысшей степени проявляется в проценте, в росте на капитал, в прибыле, которую приносит капитал своему владельцу.

Величайшую силу процента определил, указал и зановедал к руководству гениальный законодатель еврейского народа пророк Моисей.

Моисей повелел исполнять такую заповедь еврейскому народу:

„Не отдавай в рост брату твоему—ни серебра, ни хлеба, „ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост. Иноземцу „отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост. В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы „всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближняго своего или с брата