Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 395   >>>

  

— 395 —

В Норвегии Готенборгская система работает еще лучше, чем в Швеции. Здесь продажа находится в руках „замлоговъ", обществ трезвости, которые не берут ни одной копейки в свой пользу, а всю прибыль распределяют на школы, народные университеты, музеи для народа и т. д. Таким образом, все, что обыватель переплачивает за водку лишняго, возвращается тому же обывателю в виде полезных учреждений. Но если бы большинство населения в городе пожелало, чтобы „замлагъ“ не торговал, то устраивается голосование между всеми мужчинами и женщинами старше 25 лет. Коль скоро окажется, что большинство против водки, то „замлагъ“ распускается и нельзя получить в городе ни одной капли сииртного напитка. В настоящее время в 25 городах Норвегии население уже уничтожило „замлаги" и совершенно отказалось от водки.

Общая польза такого положения очевидна. Что касается до финансовой стороны дела, то за один только 1895 года» „замлаги" передали—в музеи 30,000 рублей, в народные библиотеки—

16,000 руб., в народные школы—25,000, на вечерния школы—

16,00, на школы ручного труда 35,000, на детские приюты—75,000, на богадельни—13,000, на больницы—35,000, на народные купальни—35,000, на городские сады для детей—30,000 и т. д. в общем же па 800,000 руб., при населении страны всего в 2 миллиона!

Итак, сущность этой системы заключается в том, что на продажу нитей в данном городе устанавливается монополия, которая, принадлежала теоретически городу, фактически передается им в руки акционерной компании, основанной на полукоммер-ческих, полуфилантропических началах. Начало коммерческое заключается в том, что капитал, вложенный в дело, приносит О процентов годовых; следовательно, никогда не может быть недостатка ни в самом капитале, ни в лицах, готовых отдать его на это дело, раз с этим не связан какой-либо риск, а почти верный доход. Филантропическое начало заключается в том, что акционеры, с самого начала, отказываются от всякого барыша, заранее предназначая весь, имеющий получиться, сверх упомянутых % на капиталы, барыш на общественные надобности. Комбинация этих двух начал, вполне обезпечивает за предприятием солидность и успех, так как с одной стороны, оно не требует от участников никаких материальных жертв, на которые находятся немного охотников, а с другой стороны— в нем с самого начала устранен всякий личный интерес, который мог бы служить камнем преткновения для достижения тех моральных целей, положенных в основу предприятия. При таких условиях, компания отнюдь не имеет интереса открывать в городе столько питейных заведений, на сколько она имеет права, а лишь такое количество, в каком чувствуется настоятельная необходимость. Уменьшив, таким образом, число мест служащих соблазном, компания может ограничить и время продажи питей, закрывая заведения по воскресным и праздничным дням,

26

— 396 —

а также но будням, в определенные часы. В виду общепризнанного факта, что алкоголь действует вреднее, будучи принятым на тощий желудок, явилось требование, чтобы при питейных заведениях продавались также кушанья, главным образом, горячия, которые могут значительно ослабить позыв к водке. Очевидно, что это требование более всего, может быть удовлетворено при упомянутой выше организации питейной продажи, при которой сиделец, все вырученное за водку, отдает компании, все же вырученное за кушанье идет в его личную пользу. При таких условиях, конечно, сиделец будет всегда стремиться продавать поменьше вина и побольше кушанья. Одна из главных причин пьянства заключается в том, что рабочий человек, подобно всякому другому, нуждается в общении с людьми и, не имея другого места для такого общения, кроме кабака, он туда и направляется. Готтенборгская система и идет навстречу этому стремлению, рядом с питейными заведениями устраивая столовые, где может быть отпущена только рюмочка к обеду, и читальни, где в распоряжении посетителей имеются разные газеты, журналы, брошюры и, где, вместо крепких напитков, продаются чай, кофе, находится шоколад, сельтерская вода, иол-пиво и т. и. По праздничным и воскресным дням народ может отправляться туда, где, получая, вместо одурманивающей водки, безвредные напитки и, находя, вместо пьяного разгула, приятельскую беседу за стаканом чая, или полезное и приятное чтение, он мало-ио-малу может приучиться к трезвости и разумному времяпровождению, отнюдь не жалея, что в эти дни кабаки закрыты, тем более что кушанья может находить в открытых, и в эти дни, столовых. Впрочем и самые кабаки по Готтенборгской системе носить более характер столовых, чем кабаков, в общепринятом смысле, причем, всегда обращается внимание на то, чтобы помещения были просторные, светлые, чистые, вполне удовлетворяющия требованиям гигиены. Нечего и говорить о том, что только ири подобной системе возможно соблюдение требований, чтобы вино не продавалось в доли» или под залог вещей, или, чтобы оно не отпускалось заведомым пьяницам, несовершеннолетним и т. д.

Законом 1894 года, прежде всего, совершенно воспрещена продажа водки вне городов, и повышен предельный размер розничной продажи с 40 литров (3,2 ведра) до 250 литров (20 ведер). Имея в виду, что розничная торговля находится в руках компании, приказчики которой не заинтересованы в продаже, эта мера значительно повлияла на сокращение потребления.

Вполне понятно из всего вышеуказанного, почему Швеция и Норвегия, с полным нравом именуют себя „первыми в мире" странами, в деле успехов в борьбе с алкогилизмом.

В Швеции основной принцип Готтенборгской системы, а именно--устранение личной выгоды при розничной продаже водки, строго не соблюдается и продавцы, кроме жалованы!, получают известный процент с выручки и торгуют пивом в свой пользу.