Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 387   >>>

  

— 387 —

напомнит монопольному ведомству, что пора же, наконец, осуществить 14 лет тому назад оповещенный принцип: „что реформа должна преследовать, прежде всего, народное отрезвление, а затем уже интересы фиска".

Всем и каждому известно, что само ведомство совершенно игнорирует, какими способами распространяется алкоголь и совсем не обращает внимания на тайные шинки. С введением казенной продажи вина корчемство получило повсеместно самое широкое распространение и это явление находится в связи с казенной монополией. При существовании акцизной системы и частной продажи вина корчемство было редкое явление, а теперь оно всюду и везде и это гг. члены Съезда, безпристрастные наблюдатели сельской жизни, могут подтвердить. Корчемство находится в связи с казенной монополиею. Казенная продажа вина сопряжена со многими ограничениями, совсем не совпадающими с отсутствием или сокращением спроса на вино. Тайный шинкарь удовлетворяет потребности в приобретении вина, когда казенная лавка отсутствует или закрыта. С шинкарем возможны соглашения о покупке вина в кредит с залогом движимости или по личному доверию, чего в казенной лавке нельзя достигнуть. С введением казенной продажи вина устранен частный интерес, который наиболее нарушался корчемной торговлей и всегда готов был бороться с нею,—интерес кабатчика или владельца питейного заведения. Кабатчик, как вам известно, уплачивал крупные деньги казне и сельским обществам, а потому он не мог допустить корчемной торговли и делиться выгодами от торговли вином; тайные шинкари были его врагами и кабатчик боролся с ними всеми способами и на его стороне были и сельския общества, заинтересованные, при лучшей торговле, получить с него большия сумы за право торговли. Казенная продажа вина резко изменяет положение воюющих сторон. Частный интерес в борьбе с корчемством устранен и борьба эта переходит к полиции, которая материально скорее заинтересована не в прекращении корчемства, а наоборот, акцизные же чиновники лишились союзников в борьбе и средств к открытию виновных. Наконец, борьба с корчемством противоречит фискальному интересу казны, а потому едва ли отвечает интересам ея представителей. Активная борьба сократит потребление и поведет к закрытию винных лавок, а это несомненно будет противоречить интересам казны.

Таким образом степень наказуемости различных видов проступка по закону не находится в зависимости ни от злой воли, ни от степени вреда, причиняемого нарушителем.

Проступки в существе своем совершенно равносильные, караются с весьма различной строгостью и даже, мало того, проступок по существу своему более тяжкий может повлечь за собой гораздо легчайшую ответственность по сравнению с проступком более слабейшим. Если закон карает лиц, продающих тайно вино, то совершенно непонятным является, почему

- 888 —

проступок их становится менее преступным при продаже вина в запечатанной посуде.

Ловкий и догадливый шинкарь за продажу вина в запечатанной посуде с бандеролью, с этикетом, подвергая себя денеж*-ному штрафу в 30 руб., менее же осмотрительный, или же по случайности, продавший „ мерзавчик “ без этикета или с поврежденной печатью, должен будет сидеть в тюрьме от 4 до 8 месяцев; между тем деятельность этих шинкарей одинаково преступна.

Слабость надзора и контроля за тайной продажею подтверждается следующими данными о числе открывателей нарушений питейной торговли в %.

Годы. Акцизный

м надзор.

1897 ............................48

1898 ..........................43

1899 ..........................44

1900 ........................37

190 1........................28

1902 ...................18

1903 ..........................14

Эта таблица указывает, что энергия акцизного надзора за тайной продажей с каждым годом падает.

И кто этого не знает. Один г. Минцлов но хочет этого знать. Старые мировые судьи и земские начальники могли бы подтвердить такой факт, что до введения казенной винной монополии количество протоколов, составленных чинами акцизного ведомства на лиц, виновных в тайном корчемстве, было но крайней мере в два раза больше, чем после введения монополии; число уголовных приговоров о тайных корчемниках также было неизмеримо больше, чем сейчас, а между тем все знают, что теперь корчемство сравнительно с тем, что было

12 лет тому назад, возросло до грандиозных размеров. Чем представители Министерства Финансов объяснят это явление, этот упадок энергии чинов акцизного надзора.

Не ясно ли, что акцизное ведомство, связавшееся но закону преследовать нарушения тайной продажи, проявляет значительно малую энергию по сравнению с энергией в этом отношении, проявляемой полицией. А кто не знает, к чему приводит полицейский протокол по обнаружению тайной продажи. Создалась такая волокита в преследовании и наказании виновных, что сама полиция становится в тупик перед такими рискованными задачами Министерства Финансов.

Вместо явных кабаков и явных вампиров народных явились тайные шинки и тайные вампиры; в тех шинках посетители уже без всякого стеснения могут предаваться безшабашному пьянству и разгулу, как и в доброе старое до-монополь-