Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 385   >>>

  

- 385 —

РАЙОНЫ:

На 1

Расход в рублях.

1 душу.

На семью.

Привислянский . . . .

.2 р.

08 к.

И р. 44 к.

Прибалтийский.....

. . 2

24 „

12 „ 32

Северозападный. . . ,

9

> . —

40 „

13 20 .,

Северный *).....

. . 3 ,,

36 „

18 „ 44 „

Восточный 3) . . . . ,

. . 3 „

44 „

18 „ 92 „

Малороссийский . . .

. . 3 „

76 „

20 68

Юго-западный

. . 4 „

24 „

23 „ 32

Среднечерноземный . ,

.. 4 „

32 „

23 „ 76 ..

Среднепромышленный ,

. . 4

56 „

25 „ 08 „

Южный 3)......

12 „

28 „ 16 „

Такой средний размер питейного налога на душу населения и на семью, полагая состав 5 с Ѵ2 душ причем из подсчета исключено городское население.

Эта таблица указывает нам, что на коренное русское население тяжесть питейного, дохода ложится несравненно в большей мере, чем на более трезвых поляков, евреев, мусульман.

Казенная монополия обнимает 75 губерний и областей в Европейской и Азиатской России с населением около 38 милл. душ. Если душевое потребление вина в отдельных губерниях выразилось в цифре расхода, падающого на семью средняго состава, то податная тяжесть питейного налога выразится длинной скалой от 5 до 80 руб. на семью или хозяйство. Эта статистика рельефно показывает, до какой степени неуравнительно распределяется питейный налог но разным местностям в зависимости, главным образом, от таких условий, как племенные, религиозные и культурные особенности их населения, следовательно вне соответствия с платежными силами населения.

Таким образом, с введением питейной реформы, условия вшюторговли не изменились резко в сторону сокращения потребления, наоборот, они повлияли на повышение потребления.

Этот неожиданный результат поверг в уныние принципиальных защитников монополии, и они всячески старались умалить неумалимые цифры. Представители же правления казенной продажи вина—должны были ждать такого результата, но у них не было гражданского мужества сознаться в этой статистике.

Тенденция к повышению потребления в корне подрывает основной принцип реформы, которая задалась ограничить частный интерес в виноторговле, как особенно блогоприятствующий сбыту вина, и этим ограничить злоупотребление крепкими напитками

*) Губернии: Архангельская, Вологодская, Новгородская, Олонедкая, Псковская и С.-Петербургская.

3) Губернии: Вятская, Казанская, Оренбургская, Пермская, Самарская, ТургукаАская область, Уральская область, Уфимская.

3j Губернии: Астраханская, Бессарабская, Донская область, Екатерино-славская, Кубанская область, Ставропольская, Таврическая, Терская область, Херсонская, Черноморская.

— 386 —

Такая нравственная задача, положенная в основу реформы действительно должна была привести к такому результату, т. е. к понижению душевого потребления, если бы руководители реформы искренно занялись этой нравственной задачей. Они обставили реформу нравственным ореолом, а в действительности сделали все, чтобы увеличить душевое потребление и усилить расхода, алкоголя.

Сокращение числа места продажи вина должно было понизить потребление алкоголя и вот защитники реформы с цифрами в руках доказывают, что блогодаря монополии, число мест продажи казенного вина значительно сократилось, а следовательно заключение об увеличении душевого потребления—не верно. Да, по это один из тех приемов г.г. бюрократов, которые могут убедить только детей младшого возраста. Представители монополии расточают в Государственной Думе и Государственном Совете похвалу но адресу реформы, но эта похвала является заведомой неправдой.

С введением монополии тайная продажа значительно увеличилась и приняла колоссальные размеры. Объясняется это тем, что монопольный закон о недозволенной продаже вина существенно изменился и значительно облегчает судьбу тайных продавив вина.

По новому закону степень наказуемости проступка не дозволенной продажи вина обусловлена признаком чисто внешним, случайным,—а именно,—наружным видом посуды, в которой содержится продаваемый напиток: целостью печати, этикета и т. и. Против этого мерила наказуемости различных видов проступка нельзя было бы возражать,: если бы недозволенная продажа вина рассматривалась, как нарушение только формальное. Но когда нам известна цель закона, — борьба с народным пьянством, — тогда нельзя игнорировать эту цель ири оценке монопольного закона о недозволенной продаже вина.

По новому закону за продажу, без надлежащого разрешения, вина, приобретенного из мест казенной продажи нитей, виновные подвергаются: а) в случае продажи напитков в посуде с ненарушенными печатями, пломбами, бандеролями, этикетами и т. п.—денежному взысканию не свыше 30 руб. и б) в случае продажи напитков распивочно или, хотя и на вынос, но в посуде неонечатанной, а также в посуде с нарушенными или поддельными печатями, пломбами, бандеролями, этикетами и т. п. — тюремному заключению от 4 до 8 месяцев, и, кроме того, конфискации задержанных напитков.

Надо полагать, что предстоящий Съезд по борьбе с пьянством даст надлежащий ответ по вопросу о тайной продаже и возбудит ходатайство о прекращении этого вопиющого зла, какой либо законодательной мерой. Народные представители, мы не сомневаемся, поддержать работников Съезда и с трибуны нашего парламента будут вотировать закон о применении решительных мер к прекращению тайной продажи. Этот закон