- 385 —
Такой средний размер питейного налога на душу населения и на семью, полагая состав 5 с Ѵ2 душ причем из подсчета исключено городское население. Эта таблица указывает нам, что на коренное русское население тяжесть питейного, дохода ложится несравненно в большей мере, чем на более трезвых поляков, евреев, мусульман. Казенная монополия обнимает 75 губерний и областей в Европейской и Азиатской России с населением около 38 милл. душ. Если душевое потребление вина в отдельных губерниях выразилось в цифре расхода, падающого на семью средняго состава, то податная тяжесть питейного налога выразится длинной скалой от 5 до 80 руб. на семью или хозяйство. Эта статистика рельефно показывает, до какой степени неуравнительно распределяется питейный налог но разным местностям в зависимости, главным образом, от таких условий, как племенные, религиозные и культурные особенности их населения, следовательно вне соответствия с платежными силами населения. Таким образом, с введением питейной реформы, условия вшюторговли не изменились резко в сторону сокращения потребления, наоборот, они повлияли на повышение потребления. Этот неожиданный результат поверг в уныние принципиальных защитников монополии, и они всячески старались умалить неумалимые цифры. Представители же правления казенной продажи вина—должны были ждать такого результата, но у них не было гражданского мужества сознаться в этой статистике. Тенденция к повышению потребления в корне подрывает основной принцип реформы, которая задалась ограничить частный интерес в виноторговле, как особенно блогоприятствующий сбыту вина, и этим ограничить злоупотребление крепкими напитками *) Губернии: Архангельская, Вологодская, Новгородская, Олонедкая, Псковская и С.-Петербургская. 3) Губернии: Вятская, Казанская, Оренбургская, Пермская, Самарская, ТургукаАская область, Уральская область, Уфимская. 3j Губернии: Астраханская, Бессарабская, Донская область, Екатерино-славская, Кубанская область, Ставропольская, Таврическая, Терская область, Херсонская, Черноморская. | — 386 — Такая нравственная задача, положенная в основу реформы действительно должна была привести к такому результату, т. е. к понижению душевого потребления, если бы руководители реформы искренно занялись этой нравственной задачей. Они обставили реформу нравственным ореолом, а в действительности сделали все, чтобы увеличить душевое потребление и усилить расхода, алкоголя. Сокращение числа места продажи вина должно было понизить потребление алкоголя и вот защитники реформы с цифрами в руках доказывают, что блогодаря монополии, число мест продажи казенного вина значительно сократилось, а следовательно заключение об увеличении душевого потребления—не верно. Да, по это один из тех приемов г.г. бюрократов, которые могут убедить только детей младшого возраста. Представители монополии расточают в Государственной Думе и Государственном Совете похвалу но адресу реформы, но эта похвала является заведомой неправдой. С введением монополии тайная продажа значительно увеличилась и приняла колоссальные размеры. Объясняется это тем, что монопольный закон о недозволенной продаже вина существенно изменился и значительно облегчает судьбу тайных продавив вина. По новому закону степень наказуемости проступка не дозволенной продажи вина обусловлена признаком чисто внешним, случайным,—а именно,—наружным видом посуды, в которой содержится продаваемый напиток: целостью печати, этикета и т. и. Против этого мерила наказуемости различных видов проступка нельзя было бы возражать,: если бы недозволенная продажа вина рассматривалась, как нарушение только формальное. Но когда нам известна цель закона, — борьба с народным пьянством, — тогда нельзя игнорировать эту цель ири оценке монопольного закона о недозволенной продаже вина. По новому закону за продажу, без надлежащого разрешения, вина, приобретенного из мест казенной продажи нитей, виновные подвергаются: а) в случае продажи напитков в посуде с ненарушенными печатями, пломбами, бандеролями, этикетами и т. п.—денежному взысканию не свыше 30 руб. и б) в случае продажи напитков распивочно или, хотя и на вынос, но в посуде неонечатанной, а также в посуде с нарушенными или поддельными печатями, пломбами, бандеролями, этикетами и т. п. — тюремному заключению от 4 до 8 месяцев, и, кроме того, конфискации задержанных напитков. Надо полагать, что предстоящий Съезд по борьбе с пьянством даст надлежащий ответ по вопросу о тайной продаже и возбудит ходатайство о прекращении этого вопиющого зла, какой либо законодательной мерой. Народные представители, мы не сомневаемся, поддержать работников Съезда и с трибуны нашего парламента будут вотировать закон о применении решительных мер к прекращению тайной продажи. Этот закон |