— 349 — же, как проводники действительно религиозных начал, священники наши и вообще духовенство могли бы оказать самую существенную услугу делу борьбы с пьянством. Отложивши неосновательное опасение смешения религии с политикой в школе, сами авторы нашумевшого постановления Съезда должны признать, что религиозно-иравственное воспитание является наиболее радикальным средством борьбы с алкоголизмом. Опыт показывает, что ни умственное развитие, ни культурное развитие вообще не препятствует развитию пьянства. Самые культурные нации пьют много; разница может быть разве только в том, что оне пьют более разумно. Наша интеллигенция, как известно, потребляет алкоголя отнюдь не менее пролетариев. Единственным, действительным средством сдержать пьяное увлечение является духовное воздействие, воспитание известных нравственных устоев, не позволяющих человеку переходить границы и унижать свое человеческое достоинство (14/и ИО). Заканчивая отдел Обзора Печати, приводим сжатый абрис вопроса о Съезде, данный в февральском номере „Вестника Европы “ и выдержку из статьи „Алкоголизм и меры борьбы с ним в школе44, трактующей о пьянстве в деревне и помещенной на страницах крайне правого журнала „Наше Объединение*4 (№ 15/16—апреля). „Вестник Европы“ говорить: Новым доказательством ненормальности переживаемых нами условий послужили инциденты, которыми был так богат происходивший в конце декабря и начале января Первый Всероссийский Съезд по борьбе с пьянством... Если бы „свободы" были у нас теперь чем-то реальным, обмен мыслей по вопросам, так или иначе касающимся политики, происходил бы на собраниях, специально для этого собранных, в заседаниях обществ, на диспутах по поводу публичных лекций. Теперь все эти пути закрыты или трудно доступны—и политика опять стучится во все двери, проникает чрез все окна. Меньше всего она могла остаться чуждой иротиво-алкогольному Съезду: слишком велика роль, которую правительство могло бы съиграть в борьбе с пьянствомъ—и слишком мала роль, которую оно в ней играет на самом деле. И сколько усилий ни было потрачено администрацией на снятие с очереди особенно „неудобныхъ* докладов и на обуздание особенно неудобных докладчиков, сколько ни было устранено президиумом щекотливых резолюций, сколько ни было демонстративных уходов со Съезда—все-таки в постановлениях его ясно отразилось отрицательное отношение самых разнообразных общественных элементов и к самому принципу казенной продажи вина, и к Способу проведения этого принципа. Достаточно напомнить, что, высказавшись за постепенное упразднение питейного дохода, Съезд признал, тем самым,, необходимость „изменения всей финансовой политики государства и проведения ряда социально-экономических мер, клонящихся к поднятию блогосостояния населения44. | — 850 — Странно было бы, в виду сказанного, удивляться тем яростным выходкам против Съезда, какия незамедлили появиться в оффициозной и нолу-оффициозной печати". Охарактеризован отзывы о Съезде со стороны „России" и „Нового Времени", журнал в заключение говорит: „С особенным злорадством сторонники застоя и регресса отнеслись к тому постановлению противо-алкогольного Съезда, которое послужило поводом к выходу из него представителей православного духовенства. Теперь не может быть никакого сомнения в том, что это постановление вовсе не было вызвано принципиальной враждой большинства к религии и церкви. Отвергнута была неудачная редакция, дававшая повод думать, что Съезду предлагается высказаться за современную постановку преподавания Закона Божия. Вместо того, чтобы приписывать большинству Съезда чуждую ему мысль, следовало бы вспомнить, как мало дают народу „религиозно-нравствепные устои" нынешней начальной школы; нужно было увидеть в решении Съезда новое подтверждение давно известного факта и новое осуждение тех течений в среде господствующей церкви, которые, по выражению одного из членов Съезда, идут в разрез с „величайшими принципами христианской религии". ..Наше Объединение" говорит: В январе состоялся Всероссийский протнво-алкоголыиый Съезд, на котором присутствовали все выдающиеся борцы с пьянством. Вообще за последнее время деятельно взялись бороться с этим злом. Священникам нужно энергично взяться за борьбу с алкоголизмом, так как это их прямой долг. Борьба с алкоголизмом требует напряженной работы в приходе. .По один из самых сильных и вместе с тем блогодарных способов борьбы—эта борьба в школе посредсвом разъяснения. Заграницей везде в школах, как низших, так и средних, преподаются известные отделы гигиены с обращением особенного внимания на вред для организма употребления спиртных напитков. Полагаю, что от умелого ведения дела и у нас должна быть не малая польза. Сеятель бросает семена в разном количестве и он твердо уверен, что если не все, то хоть большая часть принесет плод, и в своей уверенности никогда не обманывается. Тоже самое и в этом деле Ведь', деревенския школы,—ото наши аудитории, где мы не только преподаем, но часто высказываем свои заветные чувства. Иногда под влиянием нахлынувшого чувства весь класс замирает, и трепетно и жадно ловит каждое слово, каждый взгляд ии разве можно сказать, что это влияние никогда по принесет пользы. Все, что говорится в школе, становится сейчас же достоянием семьи, и школа является своего рода передаточным пунктом, не говоря уже о том, что проповедь всего хорошого, нравственнЬ-высокого, живо воспринимается чистым они* |