Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 295   >>>

  

— 295 —

Важнейший государственный интерес, заключающийся в охране народных сил и. народного здоровья, оказался отодвинутым на задний план во имя непосредственных финансовых нужд данного момента государственного хозяйства. И вся деятельность министерства финансов но борьбе с пьянством выразилась в устройстве пресловутых чайных и других заведомо безцельных иаллиативах, прикрывающих только глубокий народный недуг. Планомерная общественная работа в этом направлении требовала устранения многих внешних препятствий, больших рессурсов и правительственного содействия. Все эти данные не только отсутствовали, но и не могли быть созданы, так как радикальные меры борьбы с пьянством находились в непримиримом противоречии с общим направлением экономической политики финансового ведомства.

Естественно, что на почве общественной бездеятельности и паллиативных7> мер министерства финансов народное пьянство широко развивалось и в настоящее время приняло размеры грозного народного бедствия.

Съезд уже определил общее направление своих работ, остановив свое внимание на коренной причине чрезмерного развития народного пьянства и встретив единодушным одобрением заявление ироф. Бехтерева о том, что государство должно отказаться от эксплоатации вина в фискальных целях. Может ли государство строить свое финансовое блогополучие на экономическом разорении народа, на его пьянстве, ведущем к вырождению, проституции, преступности и проч.? Вот вопрос, который поставлен Съездом и неизбежно будет поставлен в категорической форме самой жизнью (30/хи 09).

На страницах той же газеты Скиталец, уделяя внимание Съезду говорит:

Последния числа декабря и начало января у нас обычно отводятся для Съездов всякого рода. Нынче в новый год вводит насъ—среди другихъ—особенно значительный и заметный Съезд но борьбе с пьянством. Каковы бы ни были результаты его,— важно и дорого уже то, что вопрос будет освещен со всех сторон, и все, имеющие уши, узнают, что это за штука такая— пьянство.

Наше пьянство—наш горб, к которому уже пригляделись. Нужны особые обстоятельства, чтобы об этом уродстве зоговорили. Съезд по борьбе с пьянством и является таким особенным обстоятельством. Кончится он, нахлынут другия злобы дня, и мы опять оставим без внимания наш „горбъ*.

Пословица говорит, что горбы исправляются только могилой. Но неужели так-таки удастся зеленому змию свалить Россию, как это пророчат иные исследователи? Хочется верить, что не он скрутит нас, а мы скрутим его. Война должна быть безпощадна. Алкоголь должен уступить дружному напору знания и* истинного патриотизма.* И нынешний Съезд можно считать первой атакой в этой священной войне (З/и ИО).

— 296 —

Блогоприятны ли условия для этой атаки? Газета продолжает.—

Обстановка работ Съездов осталась такой же, как и в былое время, когда считалось необходимым изъятие из обсуждения тех или иных вопросов, устранение политических резолюций и всякая иная опека над компетентными в своей области Съездами общественных деятелей.

Иллюстрацией в этом отношении может послужить анти-алкогольный Съезд, богатый всевозможными осложнениями в виде изъятия из обсуждения некоторых докладов, вмешательства полиции и проч. Съезд по борьбе с народным пьянством неизбежно должен был затронуть вопросы политического и общественного характера. Съезд неизбежно должен был коснуться основных причин пагубного народного порока и при этом не мог обойти молчанием направления финансовой политики государства, черпающого значительные средства из источника винной монополии.

Но именно эти основные вопросы, без обсуждения которых Съезд утрачивает смысл и значение, сочтены были опасными для судьбы Съезда. И все усилия президиума, вместо содействия всестороннему освещению програмных вопросов путем свободного выражения разных мнений и течений, должны были направиться в сторону охраны Съезда от роспуска.

Борьба с пьянством неразрывно связана с вопросами народного образования, государственного бюджета, свободным развитием общественной самодеятельности, улучшением экономического быта населения и проч. Резолюции в этом смысле и намечены были Съездом (6/и ИО).

Предуказывая желательный путь в работах Съезда, „Но-вый журнал для всех.*; говорит:

„Каковы бы"ай были резолюции Съезда, каков бы ни был его авторитет, не может быть сомнения в одном: чем радикальнее будет постановка вопроса, тем эфеыернее влияние его не только на правительственные сферы, пока что даже ассигновавшия в распоряжение Комитета 10.000 руб. в виде субсидии на дело организации Съезда, но даже на Думский центр. Ни одна общественная группа не станет вырабатывать законопроекты в разрез с ея интересами, так как ни одна общественная группа себе не враг. Другое дело палдиативы, не задевающие положение вещей-можно быть уверенным, чен- энергичнее Съезд загромоздит себя мелочами, тем его успех в официальных и официозных сферах обфзпеченнее.

Но тогда какое же значение предстоящого Съезда? Зачем призывать демократические слои к деятельному участию? Повторяем: для развития самосознания народа. Сознание народа важнейший этап в борьбе его за улучшение своего существования, и нигде оно не бывает так гибко, как в вопросах, его непосредственно задевающих. Освещайте же ему, что значит бороться в российских условиях с гангреной пьянства вообще, блогодетельными паллиативами в частности*4. (14/ХИИ 09).