— 275 — считаю необходимым и своевременным обратиться к военному министру с предложением издать приказ по сухопутной и морской армии об обязательном применении психотерапии в каждом отдельном случае обнаружения опьянения кого либо из нижних чинов. Циц, Я. М. делегат Лифляндск. Антиалк. Об-ва. Доклад.—„Народная школа и алкоголизмъ". ПОЛОЖЕНИЯ. I. Влияние потребления алкогольных напитков на воспитательные задачи школы. 1) Алкоголизм родителей подрывает душевные способности детей. 2) Алкоголизм учителей вредно отзывается на учениках. 3) Дети, подражая взрослым, привыкают к употреблению алкогольных напитков. И. Задачи школы в борьбе с алкоголизмом. 1) Признание алкоголя причиной, вредно действующей на развитие телесных и душевных сил человека. 2) Ознакомление учеников с вредом алкоголя: а) при посредстве иротивоалкогольного учения. б) примерной жизнью. 3) Абсолютное воздержание самого учителя от употребления алкогольных напитков и принадлежность к какому нибудь обществу трезвости. 4) Допущение при школах устройства бесед со взрослыми о вреде алкогольных напитков. 5) Введение во все учительския семинарии и институты специального обучения о преподавании иротивоалкогольного обучения. 6) Учреждение среди учащих и учащихся обществ трезвости по примеру Англии. Е. А. Чфбышева-Дмитриева. С.-Петербургь.Доклад. — „Роль женщины в борьбе с алкоголизмомъ". ПОЛОЖЕНИЯ. 1. Сознательное отношение широких слоев населения к вопросу о здоровье и блогосостоянии личном и общественном и правильно организованная о них забота являются вернейшими признаками культурности народа. Борьба женщин с алкоголизмом есть крупное проявление такого сознательного отношения. | — 276 — 2. Разрушительное действие алкоголизма на семейную жизнь и общественный порядок так широко и сильно, что с ним бороться должно всеми возможными средствами. Одним из самых действительных средств является организация планомерной борьбы женщин с этим всемирным злом. 3. Степень участия и значения женщины в борьбе с алкоголизмом находится в прямой зависимости от правового ея положения и гражданского самосознания; чем независимее первое, чем сильнее развито второе, тем шире и разностороннее ея деятельность в борьбе за трезвость. 4. Наиболее давно и наиболее широко и полно пользуется свободой и равноправностью женщина в С. Америке, и потому она выступила впервые здесь на борьбу с пьянством (орден Добрых Храмовников), и здесь деятельность ея наиболее обширна и разнообразна (Всемирный союз христианских женщин для борьбы с пьянством). 5. В тех странах, где закон и нравы гнетут женскую самостоятельность и ея общественную деятельность (Франция, Бельгия), участие женщин в борьбе с акоголизмом незначительное и запоздалое. Только с усилением феминизма (за последния Ио лет) во Франции явилось первое женское общество для борьбы с пьянством (Union des femmes fran<jaises pour la temp6rance) 6. Повсеместно женския общества трезвости были организованы но образцу американских и нередко по непосредственной инициативе американок (Англия, Япония). Основной принцип таких обществъ—полное воздержание (титотализм); способ борьбы—законодательные мероприятия и создание целой сети учреждений, имеющих целью поднять умственный и нравственный уровень народных масс и воспитать детей и юношей в твердых принципах трезвости. 7. .Заметное повышение умственного и нравственного уровня народных масс и улучшение их экономического положения (понижение потребления алкоголя, уменьшение цифры преступности и внебрачных рождений, увеличение суммы сбережений) являются в Америке и Зап. Европе результатами борьбы женщин с алкоголизмом. 8. В деле борьбы с алкоголизмом Россия (за исключением Финляндии)—одна из наиболее отсталых стран. Сознательное отношение русских женщин в борьбе с алкоголизмом выражалось до сих нор весьма незначительным участием женщин в попечительствах о народной трезвости, весьма редкими женскими протестами против пьянства, да попыткой кружка петербургских женщин организовать женское общество трезвости (отдел борьбы с алкоголизмом женщин и детей ири О-ве охранения здоровья женщины). 9. Принимая во внимание, что в России равнодушное отношение к здоровью и блогосостоянию личному и общественному, вызываемое бедностью и невежеством ея населения и его аскетическими идеалами,—сильнее, чем где-либо, и что участие жен- |