— 271 — на присутствие в их жизни больших благь, также далеко не свободны от пьянства. 3) Следовательно, причина все прогрессирующого у нас народного пьянства лежит не только в различии быта привилеги-рованных и неиривилегированных классов, а в каких-то еще и особых обстоятельствах, присущих тем и другим. 4) И самым важным из таких роковых обстоятельств следует считать неправильность нашего современного просвещения, которое еще до сих пор повсюду сохраняя у нас чисто отвлеченный характер, преподается в таком безжизненном виде даже и рабочим сословиям. о) Блогодаря такой неправильности современного образования, общество резко разделяется у нас на 2 совершенно разрозненные части: образованных и рабочих, причем рабочий человек не получает от образования, в смысле освещения своей жизненной работы, никакой пользы, а образованный человек становится очень мало способным к какому бы то ни было живому делу. и>) А в этом и заключается одна из главных причин дарящого у нас в народе общого недовольства, которое и побуждает как образованных, так и рабочих искать утешения в алкогольном наркозе. 7) Правильное народное просвещение должно быть не отвлеченным, а вполне жизненным и начинаться с объяснения самых ближайших явлений местной жизни. 8) Отсюда вытекает, что для каждой отдельной местности нашего обширного отечества начальное образование должно носить особый, свойственный этой местности, характер. О) В частности же для земледельческого района этот характер будет сельскохозяйственный, и народным учителем в этом районе может быть только человек, в сельском хозяйстве вполне компетентный. 10) Паши практичные крестьяне только тогда могут поверить в полезности'для них просвещения и культуры, если в ближайшем образце культурности, в лице своих учителей, они будут видеть положительный пример действительно полезного для практического дела человека, который в силу своей просвещенности стоит выше крестьян в разрешении их самых близких и жизненных вопросов. 11) Но на школьные практическия занятия по сельскому хозяйству следует смотреть не с точки зрения их прикладного значения, а в смысле общеобразовательном, так как именно эти занятия больше всего и могут развить в человеке необходимые для разумного существа свойства, заключающияся в терпении, настойчивости, наблюдательности, точности, предусмотрительности и нравственной удовлетворенности своей продуктивной работой. 12) С этой точки зрения сельскохозяйственные занятия должны входить в курс всякой общеобразовательной школы, и идеалом будущого является отправление детей для общого образования не | — 272 — в города, как это наблюдается теперь, а на сельское лоно природы. 13) Но в целях прекращения пьянства мало научить народ сознательно трудиться, — надо научить его и разумно развлекаться. 14) Для этого в городах следует основать особые ученические клубы по образцу „маяковъ", где бы молодежь получала надлежащее развитие и находила бы самые разумные развлечения. 15) Для деревень же было бы полезно как можно шире развить в России организации .,сокольства“, чтобы безпорядочно бурлящия теперь в народе молодые силы находили бы себе в нем надлежащее направление. 16) Только такая правильная постановка воспитания и может дать стойкий успех в борьбе с пьянством, так как все остальные орудия этой борьбы бессильно разбиваются о непроницаемую для них стену особенного народного миросозерцания и общого недоверия рабочого народа к интеллигентным классам. ^ Фриденбфрг, Андрей ХристоФорфвич,делегат Л исландского Антиалкогольного Общества. Доклад. — „XII Международный Антиалкогольный . Конгрес с в Л ондоне1и. П О Л О Ж Е II I Я. 1. Религиозно-этический характер Лондонского Конгресса. а) Открытие Конгресса богослужением в соборе Св. Павла. б) Проповедь канона Sidney Alexander. 1) О национальной справедливости. 2) О национальной ответственности. в) Нравственный элемент в антиалкогольном движении. 1) Речь Mrs Bramwell Bouth, невестки генералиссимуса „Спасательной Армии*1. аа) Влияние алкоголя на семейное счастье, бб) Семья — источник патриотизма и государственной мощи, вв) Призыв общества к исполнению своего нравственного долга. 2) Развитие той же идеи в речи Cora Stoddord. аа) Величие нации обусловлено качеством отдельных членов. бб) Высокия требования, предъявляемые современной жизнью к человеку. |