Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 254   >>>

  

- 264 —

щеп общественное государственное значение, действуя в разброд, как отдельные песчинки. В области земского самоуправления теперь ото, наконец, созвано всеми, и мы, можно сказать, накануне создания мелкой земской единицы. Такая же мелкая единица — приход; приходская община должна быть воссоздана в православной церкви, как для организации на местах общественного призрения на началах христианской любви и милосердия, так и для борьбы с социальными недугами и в особенности с народным пьянством.

Имея в виду все изложенное, полагаю, что Съезду надлежит возбудить следующия ходатайства.

1) Об усилении проповеднической деятельности православного духовенства и изменении преподавания гомилетики в духовных семинариях, дабы наше. духовенство научилось, наконец, говорить проповеди, которые теперь, обыкновенно, читаются бесстрастным языком в пространство, по тетрадке.

2) О вменении духовенству в обязанность уклоняться от участия в такого рода семейных торжествах, где происходит употребление народом спиртных напитков.

3) О поощрении духовенства к организации ими обществ трезвости.

4) О незамедлительной реформе православного прихода с возвращением ему значения основной церковно-обицественноии единицы и нрава быть юридическим лицом. Последнее право может ныть возвращено законопроектом, составленным в Государственной Думе, так как разрешение этого вопроса относится всецело к области ведения государственного, а не церковного.

Ровинский, К. И., гласный Смоленского Земства.

Д о к л а д .— „Русская промышленность и народное

и ьянство".

Все усиливающееся в нашем отечестве народное пьянство не только крайне неблогоприятно отражается на народном здравии и народной нравственности, но служит одним из тормазов к развитию у нас и прочной постановке многих отраслей промышленности, блогодаря чему мы еще долгое время будем платить дань иностранцам, отправляя за границу сырье, а не фабрика™ и не имея возможности надлежащим образом использовать паши природные богатства.

Так, одной из причин не только слабого развития у нас льнопрядения и льняного ткачества, но и постепенного упадка этой отрасли промышленности является невозможность широкого сбыта за границу наших льняных фабрикатов в виду их дороговизны, по сравнению с таковыми же заграничными фабрикатами, почему лен и идет заграницу сырьем.

— 255 —

Наша льняная пряжа столь высокого качества, что отмечается за границей как extra prima: она выше чем обычно употребляемая на Западе для ткачества льняная пряжа; тем не менее, вывоз нашей льняной пряжи за границу, по вышеуказанной причине, очень невелик.

Анализируя! чем вызывается дороговизна нашей льняной пряжи по сравнению с заграничной, мы усмотрим, что у нас на лыиоирядильных фабриках на единицу производства надает гораздо больше всякого рода расходов, чем на Западе, и в числе этих расходов надлежит отметить на нервом плане не только меньшую производительность нашего нередко совершенно неграмотного рабочого, но сравнению с заграничным рабочим, обилие у нас праздников, но и то обстоятельство, что наши фабриканты держат совершенно лишнее количество рабочих обыкновенно в размере 10% комплекта, необходимого для производства, чтобы заменять ими пьянствующих рабочих и тех, которые оиохмеляются в понедельник (нонедельничают). Несомненно, то-же явление наблюдается на другого рода фабриках и заводах, деятельность которых нам менее знакома.

По последним сведениям, в Екатеринбурге надает производство гранильное, которое недавно еще составляло нашу гордость. Причина этого упадка—повальное пьянство кустарей-гра-иилыциков и наемных рабочихи* у более крупных предпринимателей. Работа гранильщика дрогоценных и полудрогоценных камней требуете глазомера и твердой руки. Между тем, блогодаря пьянству, многие скатеринбургские гранильщики физически не могут шлифовать и гранить камни: у них не хватаете для этого силы, и их руки дрожать. В результате как сообщают из Екатеринбурга, в настоящем году часть добытых в Пермской губернии дрогоценных камней отправлено для обработки заграницу.

Как известно, у нас на Севере сильно хромаете рыбное дело: нет серьезных предпринимателей, которые поставили бы рыбоиромышленность на твердую ногу и содействовали бы правильному использованию там природных морских богатств. Местные же предприниматели, живущие на Мурмане, не обладая достаточными капиталами, предприимчивостью и знаниями занимаются незначительной скупкой и перепродажей рыбы, а также ведут крайне1 примитивно в скромных размерах засол рыбы, причем приготовленная таким образом рыба не можете, по качеству, сравниться с рыбой, посоленной в Норвегии.

Но вот появился на Мурмане серьезный предприниматель Д. Н. Масленников, вложивший сразу в дело до 700.000 руб., которые пошли на покупку нескольких пароходов и парусных судов, на оборудование становищ, сооружение складов, на организацию получения клецкой соли. К ловле рыбы он приступил усовершенствованными способами и орудиями и достиг настолько усовершенствованной засолки рыбы, что, например, треска у него не имеете никакого запаха и т. п. Вне всякого сомнения,