— 248 — чих в смысле побуждения их к отказу от употребления спиртных напитков. 5) Лучшим средством воздействия является личный пример; поэтому все, кому дорого физическое и духовное здоровье рабочого населения должны сами совершенно отказаться от употребления спиртных напитков. 6) Проповедь трезвости следует вести в связи с разъяснением идеи возрождения, пробуждая в рабочих чувство долга перед человечеством не только в его настоящем, но и будущем. Предкальн, Андрей Янович.Доклад.—„Пьянство у латышей в прошлом и настолще мъ“. ПОЛОЖЕНИЯ. 1) Виды и распространение спиртных напитков у латышей в первые века их исторической жизни (самодельное пиво). Пьянство в латышских народных песнях. 2) Развитие крепостничества и переход вместе с этим производства и продажи спиртных напитков в руки помещиков. 3) Статистика производства и потребления спиртных напитков у латышей по столетиям (приблизительно). 4) Пропинационное право помещиков и его значение для края. 5) Пьянство у латышей в настоящее время, потребление водки и пива: а) в деревне, б) в городах. Пэльд, Гфльми Карловна.Доклад. — „Организация пропаганды идеи трезвости*4. ПОЛОЖЕНИЯ. I. В видах осуществления пропаганды против алкоголя необходимо объединение всех сторонников трезвости в обществах трезвости. Общества эти жизнеспособны лишь только тогда, когда оюи целью своею ставят полное воздержание. Умеренность — враг трезвости; умеренные препятствуют отрезвлению народа более, чем алкоголики. II. Лучшим средством противодействия всякому употреблению алкогольных напитков есть разъяснение их вреда и значения трезвости путем распространения противоалкогольной литературы, устройства народных чтений, докладов, собраний. | — 249 — III. В видах большей успешности пропаганды необходимо установление постоянных секретарей, лекторов, агитаторов с соответствующей подготовкой, равно и устройство особых агитационных курсов для сообщения необходимых в аптиалко- 1'ольной пропаганде знаний народным учителям и др. IV*. Разъяснение вреда алкоголя должно сопровождаться воодушевленной личной пропагандой трезвенников среди родных, друзей, знакомых и окрестного населения, в воздействии на родителей, как воспитателей. Словом, самих пропагандистов должны при этом последовать дела (полное воздержание от алкоголя везде и всегда, семейные празднества без алкогольных напитков и т. н.), служащия живым примером, в особенности .молодому поколению. V. Сторонники трезвости должны поставить себе задачей создать общественное мнение, видящее в употреблении алкогольных напитков действие безнравственности (Переоценка понятий о чести, мужестве, которое часто стараются проявлять в кутеже и т. п.; установление нравственного идеала, требующого во имя прогресса и общественного блага отречения от удовольствий, вредящих современному обществу и будущему поколению и т. д.). Могущественным средством отрезвления общественного мнения служит трезвая печать, умеющая верно оценивать значение антиалкогольного движения в видах экономического, политического и нравственного возрождения народа. VI. Сторонники трезвости должны объединенными силами воздействовать на выборы трезвых представителей сельских и городских общин, народных учителей, врачей, духовных лиц. VII. За борьбой против алкоголизма обезпечивается только тогда полный успех, когда пропаганда организуется среди молодого поколения, легко воспринимающого все высокое. В виду того необходимо введение противоалкогольного обучения в школах, однако, не как специального предмета, но в связи с естественными науками, Законом Божиим и т. д.; устройство детских собраний против алкоголизма; образование детских союзов (Bands of hope), организаций школьного юношества и университетской молодежи в целях борьбы с пьянством и т. д. Радфцкий, И. М.Доклад. ТЕЗИСЫ. 1. Алкоголизм есть величайшее зло, которое должно быть созвано всем обществом. 2. В Скандинавии все условия блогоприятствуют борьбе с алкоголизмом. |