Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 244   >>>

  

- 244 —

в месяц 11,1%, напиваются столько же раз в годъ—15,6%, редко—до 20%.

8) Расходы на спиртные напитки колеблются от 20—50 кои. до 15 руб. в месяц; наибольший расход приходится от 50 к. до 1 руб. в месяц (9,2%), затем от 2—3 руб. (80%) и от 1-2 руб. (4,6°/0).

9) Помимо вредных последствий, которые являются спутни- * ками потребления спиртных напитков, нельзя не указать одного весьма важного и серьезного последствия—это после выпивки посещение публичных домов, вольных проституток и т. п. (около 14°/0 в Московск. Универс.) и результатом чего является заражение венерическими болезнями. Так, в Московск. Универс. сифилисом заразилось в нетрезвом виде—34,9%, из числа больных сифилисом, мягким шанкеромъ—30°/0, перелофмъ—40°/о.

Не останавливаясь на других сторонах настоящого вопроса укажем на меры борьбы, которые могли бы быть приняты с этим бедствием среди учащихся.

I. На первом плане должны быть поставлены те же общия неотложные реформы, которые необходимы для всей России, но о них говорить не приходится: оне известны всякому, сколько нибудь прогрессивно смотрящему на современное положение дел у нас. По отношению же к учащейся молодежи на первом плане должна быть выделена реформа школы и семьи, в широком смысле этого слова. В чем должна быть эта реформа— об этом уже много говорилось и писалось.

И. В частности, желательно большей связи между школой и семьей и чтобы родители учащихся находились бы в более близких отношениях с педогогами и не являлись бы совершенно чуждыми школе; необходимо, чтобы вопросы воспитания обсуждались бы совместно с педогогами.

III. В связи с этими пожеланиями должны быть и более лучшия отношения между учащимися и учащими, чем это наблюдается в настоящее время, когда между ними нет не только единения, но скорее враждебные отношения и, конечно, при таких условиях, о каком либо влиянии со стороны учащих на учащихся не может быть и речи.

IV. Необходимо, помимо общого улучшения постановки преподавания, улучшение врачебно-санитарного надзора в нашей средней школе; должны быть приняты меры и к ознакомлению учащихся в средних учебных заведениях с сущностью алкогольного вопроса, как это ведется в некоторых западноевропейских государствах и в Финляндии, путем введения особых специальных систематических лекций об алкоголизме или даже введения в общий курс школьной гигиены настоящого вопроса. В низших классах возможно такое ознакомление учащихся при посредстве простых бесед.

V. Такое же ознакомление с алкоголизмом должно быть де-лаемо и в высших учебных заведениях при посредстве лекций демонстративных.

— 245 —

VI. Кроме того, в средних учебных заведениях желательно, даже необходимо, разрешение особых кружков самообразования, кружков трезвости, физического развития, спорта и т. д., которые способствуют физическоту развитию, моральному и эстетическому воспитанию. Мы уверены, что при таком способе реорганизации нашей средней школы возможна сколько нибудь и борьба с алкоголизмом, так сильно распространенном среди учащихся в средних и высших учебных заведениях.

Иеромонах Павел, завешивающий Обществом „Первая Российская Сергиевская школа трезвости".

Доклады.—„О деятельности школы Общества Первая Российская Сергиевская школа трезвости1' и „Значение школы в деле отрезвления народа1*.

II О Л О Ж Е Н I Я.

1. Привет Съезду.

2. Влияние учителей-вбспитателей на детей.

8. Необходимость обратить внимание на педогогов школы.

4. Первая Российская Сергиевская школа трезвости.

5. Антиалкогольная пропаганда путем школы и результаты ея в Сергиевской школе трезвости.

6. Преподавание школы трезвости.

7. Воздействие школы на взрослых.

8. Заключение.

\/ Павловска», Лидия Степановна, д-р мед.

Д о к л а д ъ—Э кспериментально-психологическое исследование и клиническое наблюдение над больными с хроническим алкоголизмом.

ПОЛОЖЕНИЯ.

1) У лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, нет ослабления умственных способностей:

а) ассоциации нормальны, Ь) умозаключения нормальны, иногда несамостоятельны, с) воображение выше нормального, d) память нормальна и е) восприятия нормальны, f) внимание ослаблено.

2) Заметно изменение воли и чувствований:

а) воля неустойчива, ослаблена, Ь) повышена эффективность, чувствования возникают быстро, они интенсивны и нестойки, с) высшия чувствования отсутствуют.