— 243 — даря организованным в последнее время студенческим переписям в различных учебных высших заведениях, удалось более или менее осветить этот больной в современной социальной жизни вопрос и указать, как глубоко пущены корни этого зла даже в среду нашей учащейся молодежи. Полученные данные этих переписей нам показали следующее: 1) Количество студентов, употребляющих те или другие спиртные напитки, весьма значительно, колеблясь от 58,3% (в Харьковском университете) до 71,5% (Юрьевском) всего числа студентов, в Горном ИИнст. 62,3%, Технологич. Инстит. 66,5% и Московском университете—64,0%. 2) Наибольший процент пьющих приходится на возраст от 20—23 лет из общого числа пьющих: в Горномъ—13 — 14%, Технологич. 16%. 3) Возраст, с которого начинают пить учащиеся, колеблется начиная с 7—8 лет и до 25 лет. В среднем наиболее всего приходится на возраст между 15—20 годами: так в Горномъ—57,1°/о, Технологическомъ—54,3%, Московскомъ—71%, Юрьевскомъ—72%. 4) Распределяя эти данные по учебным заведениям, получаем следующее: в младших классах средних учебы, завед. (до 16 л.)—в Юрьевск. унив. 32,5%, Технолог.—39,2%, в Горномъ—32,4%; в старших классах тех же заведений (с 17— 20 л.) —в Юрьевск. 40,3%, в Технолог. 33,7%, Горномъ—40,2%; в высших учебных заведениях (21—25) в Юрьевском-—4,8%, Технолог.—3,1%, Горномъ—6,5%; в тех же заведениях, в возрасте 25 и выше -в Юрьевскомъ—0,1°/0, Технолог.—1,9%, в Горномъ—0,4. Следовательно, наибольший процент начинающих нить приходится на возраст, когда учащиеся находятся еще в средних учебных заведениях. 5) Поводы, послужившие толчком к употреблению спиртных напитков, различные, но преобладающими были: товарищество, компания (до 30%), „дурачество" „и без всяких мотивовъ" (около 8--9%), „для удовольствия" (около 4—5°/0), различное душевное состояние (от 6—7и т. д. Далее многими отмечалось, что причиной начала выпивки является обстановка средней школы, причем особенно подчеркивается влияние в этом семинарской среды. 6) Что касается состава напитков, употребляемых учащимися, то они различны, но наиболее всего пьется пиво или водка, или то и другое вместе. В Горном и Технологич. на пьющих спиртные напитки (кроме нива) приходится 15—16°/0, на пиво—19,8°/0, то и другое—45,6°/0. В Московском Универс. пьющих водку— 30и/„, пиво—34,2%, вино—33,1% и коньякъ—2,7%. 7) В большинстве случаев пьют спиртные напитки случайно— до 98% и в немногих случаях постоянно—1,5—2%. Но при этом почти от половины до двух третей пьющих Напшают-ся до-пьяна: в Московском Универс. такихъ—47,5%, в Горномъ—61%, Технологич. 50%. Частота такого опьянения различна: в Технологич. и Горном до-пьяна напиваются от 1 до ИО раз | - 244 — в месяц 11,1%, напиваются столько же раз в годъ—15,6%, редко—до 20%. 8) Расходы на спиртные напитки колеблются от 20—50 кои. до 15 руб. в месяц; наибольший расход приходится от 50 к. до 1 руб. в месяц (9,2%), затем от 2—3 руб. (80%) и от 1-2 руб. (4,6°/0). 9) Помимо вредных последствий, которые являются спутни- * ками потребления спиртных напитков, нельзя не указать одного весьма важного и серьезного последствия—это после выпивки посещение публичных домов, вольных проституток и т. п. (около 14°/0 в Московск. Универс.) и результатом чего является заражение венерическими болезнями. Так, в Московск. Универс. сифилисом заразилось в нетрезвом виде—34,9%, из числа больных сифилисом, мягким шанкеромъ—30°/0, перелофмъ—40°/о. Не останавливаясь на других сторонах настоящого вопроса укажем на меры борьбы, которые могли бы быть приняты с этим бедствием среди учащихся. I. На первом плане должны быть поставлены те же общия неотложные реформы, которые необходимы для всей России, но о них говорить не приходится: оне известны всякому, сколько нибудь прогрессивно смотрящему на современное положение дел у нас. По отношению же к учащейся молодежи на первом плане должна быть выделена реформа школы и семьи, в широком смысле этого слова. В чем должна быть эта реформа— об этом уже много говорилось и писалось. И. В частности, желательно большей связи между школой и семьей и чтобы родители учащихся находились бы в более близких отношениях с педогогами и не являлись бы совершенно чуждыми школе; необходимо, чтобы вопросы воспитания обсуждались бы совместно с педогогами. III. В связи с этими пожеланиями должны быть и более лучшия отношения между учащимися и учащими, чем это наблюдается в настоящее время, когда между ними нет не только единения, но скорее враждебные отношения и, конечно, при таких условиях, о каком либо влиянии со стороны учащих на учащихся не может быть и речи. IV. Необходимо, помимо общого улучшения постановки преподавания, улучшение врачебно-санитарного надзора в нашей средней школе; должны быть приняты меры и к ознакомлению учащихся в средних учебных заведениях с сущностью алкогольного вопроса, как это ведется в некоторых западноевропейских государствах и в Финляндии, путем введения особых специальных систематических лекций об алкоголизме или даже введения в общий курс школьной гигиены настоящого вопроса. В низших классах возможно такое ознакомление учащихся при посредстве простых бесед. V. Такое же ознакомление с алкоголизмом должно быть де-лаемо и в высших учебных заведениях при посредстве лекций демонстративных. |