Мордвинов. И. К докладу „Учение о трезвости в начальных школахъ". II О Л О Ж Б II 1 Я. 1. Начальная школа обязана выступить на борьбу с алкоголизмом, так как последний неминуемо ведете к духовному и моральному одичанию народных масс и, следовательно, грозите школе полным уничтожением результатов ея просветительной работы. 2. Успешность школьной борьбы с алкоголизмом мыслима исключительно тогда, когда школа своим строем и направлением будете воспитывать в учащихся блогородный идеализм и определенное отношение к задачам жизни, самообуздывающую силу воли, бодрость и ясность духа, честное отношение къ* труду, наблюдательность и способность обобщений. 3. Для этой цели школа должна привести свои программы в соответствие с требованиями науки воспитания и насущными нуждами современности, а также широко воспользоваться средствами, оживляющими и украшающими школьный быт. К средствам этим относятся: ведение постоянных литературных чтений и бесед об идеале и путях жизни; устройство детских праздников, вечеров, общих детских игр, прогулок, экскурсий, походов, поездок, уроков художественного труда; организация детских союзов, групп и обществ с задачами морального характера. 4. Кроме того, школа должна дать своим питомцам точные знания о вреде наркотиков, что достижимо исключительно при условии введения систематического курса учения о трезвости. 5. Излагаемая в докладе программа курса учения о трезвости представляете из себя вполне достаточный minimum для русских элементарных школ всех типов. 6. В дидактическом отношении курс учения о трезвости имеет все признаки элементарного учебного предмета, являясь сводом избранных положительных знаний из области химии, анатомии, физиологии и экономики, связанных общностью идеи, выражаемой положительным-же понятием „трезвость**, т. е.—здоровое отношение к миру и жизни. Следственно—основными положениями науки воспитания—создание подобного курса вполне допустимо. 7. Курс учения о трезвости явится желанным и надежным фундаментом для моральных навыков, формируемых воспитательным воздействием школы. Без данного фундамента парики эти ослабевают и исчезают под всеразлагающим влиянием пьянства и грамотное население страны обращается в темную звероподобную массу, лишенную всяких признаков влияния школы. | — 239 — 8. Курс учения о трезвости должен быть введен законодательным порядком в ближайшее время, причем широкая организация подготовки народных учителей к новому делу должна начаться теперь-же в виде курсов, лекций и т. ит. 9. В виду опыта западноевропейских государств, где зависимость народных учителей от лиц, заинтересованных в сбыте алкоголей, создавала условия крайне вредные для развития школьной борьбы с пьянством, необходимо заранее усчитать это явление и обезпечить нашим народным учителям вполне безопасное осуществление курса. 10. Для этого обезпечения необходимо законодательным порядком установить новые условия сменяемости и увольнения учителей, поставив их в зависимость от суда, а не от административного усмотрения 11. В целях трезвенного самоусовершенствования, а также и для постоянной практической и теоретической разработки приемов и методов преподавания нового курса необходимо разрешить народным учителям создавать свои профессиональные общества трезвости. И. Мордвинов. II о л о же н и я к д о к л а д у „У ч е б и о-в о с и итат с л ь ны я учреждения нового типа, как средство борьбы с а л к о л и з а ц и е й и последствиями в ы р о ж д е и и я д е т е й про л етар и ата. 1. Современная пролетарская семья формирует из своих детей дегенератов, алкоголиков, представителей босячества, преступников, создает ближайшему будущему нашего отечества серьезную и ясно-иредвидимую опасность. 2. Современная школа, в силу своих наличных и надолго неустранимых особенностей не может воспитательно влиять на пролетарских детей в той мере, в какой это необходимо для отвращения указываемой опасности. 3. Обстановка больших промышленных городов представляет слишком много соблазнов и возможностей для разложения моральных принципов всякой более или менее неустойчивой духовной натуры, и дети пролетариата, в большинстве относящияся именно к натурам последняго рода, бессильны пред развращающим влиянием обстановки и среды. 4. Чтобы до некоторой степени изолировать их от указанных вредоносных влияний и направить на путь нравственного совершенства и трезвости, необходимо создать новый тип обра-зователъно-воспитателыгых учреждений, схематический организационный план которых очерчен в докладе. 5. Осуществлять создание этих учреждений должно правитель- |