— 225 — жизнью, которая и указывает, резко разграниченные два пути борьбы:, путь насильственного изъятия фактора, творящого зло, и путь эволюции — постепенного извлечения этого фактора из обихода жизни. 5) Путь насильственный необходимо вызывает реакцию, и практика жизненная его подтверждает и в вопросе народного пьянства насильственное воспрещение производства, продажи, потребления алкоголя влечет тайное им пользование, порождает потребление других наркотиков, часто еще более вредных и проч. Г>) Более рациональным является путь эволюции, заключающий в себе: 1) удаление от потребителя крепких напитков с высоким содержанием алкоголя; 2) постепенное понижение нормы содержания в напитках, допускаемых в продажу; 3) искоренение обычаев, влекущих обязательное потребление крепких напитков; 4) принятие системы продажи крЬиких напитков, допускающей минимум вреда от их потребления (изменения условий социально-экономических и социально-иолитических я не касаюсь. 7) Одним из этапов пути эволюции должно признать введение в обиход населения напитков, хотя и содержащих алкоголь, по в малых дозах, слабых растворов (пиво, слабое виноградное вино, сидр и нроч.), с одновременным ограничением мест продажи, повышения цен на крепкие растворы алкоголя. 8. .На основании многих статистических исследований можно прийти к заключению, что зло пьянства проявляется почти исключительно чрез потребление концентрированных растворов алкоголя. 9) Если данные статистики указывают, что с облегчением проникновения в народную массу так называемых гигиенических спиртных напитков с малым содержанием алкоголя, увеличивается потребление алкоголя,—то эти выводы необходимо принимать с поправкой — общее количество потребляемого безводного алкоголя может и возрастать в таких случаях, но число потребителей его тоже возростает в большей степени и душевое потребление падает. Таким образом, в данных условиях мы должны остановиться перед диллемой: для общества лучпие не 30% пьющих крепкие напитки и дающие все увеличивающийся % жертв алкоголизма, а 00%, потребляющих слабые растворы и дающие минимум зла. 10) Возражения, основанные на наблюдениях сцен повседневной нашей жизни в текущее время, на опьянены в пивных и проч., не могут быть принимаемъ! во внимание в массе: условия выносной торговли каз. вином, дробление посуды и проч. влекут за собой то, что каз. вино легко проносится в пивные, чайные, народные дома, чтобы воспользоваться более уютной, чем улица, обстановкой для потребления; или же выпитое на голодный желудок, на улице, на холоде и не давшее сейчас же эффекта | — 226 — опьянены, оно в теплом помещении, за кружкой пива, стаканом чая быстро оказывает свое действие. 11. Если алкоголь есть яд для организма в физиологическом отношении, то не является ли он отчасти противоядием в социальном отношении.—Припомним слова Некрасова: „Не водись-ка на свете вина, Тошен был бы мне свет, И пожалуй—силен сатана!— Натворил бы я бед.14 Или слова Нестора, жизнью убеленного, обращенные к погруженной в горе Гекубе: „Пей страданий утоленье! Добрый Вакхов даръ—вино: И веселость, и забвенье Проливает в нас оно. Пей, страдалица! Печали Услаждают вином: Боги жалостные в нем Подкрепленье сердцу дали. Вспомни матерь Ниобею: Что изведала она! Сколь ужасная над нею Казнь была совершена! Но и с него, безотрадной, Добрый Вакх не даром был: Он струею виноградной В миг тоску ей* усыпил. Если грудь вином согрета И в устах вино кипит,— Скорби наши быстро мчит Их смывающая Лета". Могут ли быть Покровов и ИНиллер отнесены к числу людей, не относившихся чутко к вопросам народной жизни?! 12) Если путем статистики возможно подсчитать случаи пагубного действия алкоголя, то такому учету совершенно не поддаются случаи его положительного влияния. 13) Относя алкошль к вредным веществам, возможно ли строго установить его безусловный вред, как пищевого вещества, и в малых дозах, в слабых растворах, в условиях не лабораторного опыта, а обыденной жизни? 14) На основании вышеприведенных положений, нельзя ли прийти к выводу: принимая во внимание социально-экономическия и социально-политическия условия современной жизни, устранение насильственно охмеляющих напитков из народного обихода повлечет только злоупотребления, усилив зло. Рациональным путем борьбы (вне вопроса о воспитании ха- |