— 189 — A. Л. Мендельсон вносит следующия предложения на баллотировку: 1) Дело вытрезвления пьяных должно быть изъято из ведения полиции и передано общественным самоуправлениям, попе-чительствам и обществам трезвости; 2) Приюты для вытрезвления пьяных должны находиться под наблюдением врачей; 3) Средства на приюты для вытрезвления должны быть особо ассигнованы Министерством Финансов из доходов от казенной продажи питей. Поправки к этим положениям вносят: Яцыневич. Вопрос о голосовании положения г. Мендельсона нужно разделить: одно дело передать в Попечительства о народной трезвости, другое—передать городским самоуправлениям. В первом случае представители рабочих организаций будут голосовать против, во втором воздержатся. Лавринович. Из 3-го пункта резолюции г. Мендельсона необходимо исключить указание на то, что источником ассигнования на приюты для вытрезвления пьяных должны быть доходы от казенной продажи питей, ибо если мы примем такую резолюцию, то этим признаем допустимость того положения, при котором главным источником государственных доходов является продажа казной водки, против чего мы неоднократно здесь высказывались. Положения А. Л. Мендельсона с поправкой, г. Лавриновича принимаются. В порядке дня следуют доклады: Лукомского, М. Я. на тему „Меры борьбы с алкоголизмом заграницей и у насъ* и г-жи Дроздовой на тему „О мерах борьбы с алкоголизмомъ". В прениях приняли участие: Фетлер.—Д-р Лукомский, очевидно, вооружил свой доклад с головы до ног в мрачный, безпросветный пессимизм. Во всем, что делается заграницей и у нас в России против пьянства* он не видит почти никакого добра, кроме какого то убежища в самом народе. Но эти убежища являются в действительности воздушными башнями без основания. С одной стороны, когда нам говорят лишь об отрицательном, мы должны же сознаться, что человек не живет отрицательным одним, но каждым положительным словом и делом. Мы должны же видеть, чем мы будем бороться против пьянства с действительным результатом. То, что г. Лукомский предлагает, только предлагается, но так оно предлагается в течение многих лет. Когда же оно начнет осуществляться? В то время, когда эти господа предлагают пустые блюда, на их же глазах питаются тысячи людей у стола трезвости. Г. Лукомский называет деятельность проповедников заграницей поразительной, но недолговечной; пусть он это докажет. В течение немногих десятков лет, между прочим, армия спасения и многия другия учреждения | — 190 — работают с величайшим успехом и буквально сотни тысяч пьяниц спасены оть пьянства. Это не пустые слова, но факты. То же самое делают наши сектанты в России, представителем которых являюсь я. Вместо башней на воздухе мы строим жилища трезвости на твердых основаниях слова Божия и религии. Результаты но только поразительны, но и долговечны, ибо, принимая за основу своей жизни Евангелие, обращенные пьяницы уже никогда не возвращаются, или весьма редко, к старому пороку. Итак, дайте народу веру, обращайтесь к нему с живым словом Божиим и вы увидите, как рождается трезвый, нравственный народ. Айхельман. При обсуждении вопроса, как вести борьбу с пьянством забывают часто одну меру, а именно — пропаганду. Цель пропаганды распространять в народе понятие, что борцы против алкоголизма служат ко благу народа. В настоящее время широкие слои народа недоверчиво относятся к деятельности трезвости; этот взгляд надо искоренить. Как же это сделать? Надо вести пропаганду в самом широком масштабе. Наилучшим способом при пропагандировали является пропаганда среди детей; когда воспламеняются дети, то легко воспламенить и взрослых; а при умелой постановке дела дети воспламеняются легко. При этом нельзя упустить из виду то обстоятельство, что пропаганду надо вести вне всякой политики. Протокол соединенного дневного заседания всех секций 5 января 1910 года.Заседание открывает М. Н. Нижегородцев; председателем избирается Д. А. Дриль, секретарями: В. А. Поссе и д-р Про-хоров. Слово предоставляется свящ. Булдыгипу. • Вчера мои товарищи священники и лица им сочувствующия, поняли, что 51 голосами против 42 религия была изгнана из числа меровоздействии по борьбе с пьянством в школе. Этим актом изгонялись и представители религии, священники и все те, кому религия не безразлична. В вечернем заседании было выражено, что Съезд в существе дела не желал враждебно отнестись к религии и ея представителям и единогласно постановил пригласить вышедших из состава Съезда обратно к продолжению совместной деятельности. Я, как представитель этой группы пострадавших за религию, могу от лица духовенства и лиц с ним солидарных заявить, что это возвращение возможно, конечно, только в том случае, если выяснится путем голосования или иным способом, что религия, как средство воспитательного воздействия в школе и жизни, Съездом не |