— 165 — лонной продажи вина обусловлена признаком чисто внешним, случайным, а именно — наружным видом посуды, в которой содержится продаваемый напиток: целостью печати, этикета и т. и. Против этого мерила наказуемости различных видов проступка нельзя было бы возражать, если бы недозволенная продажа вина рассматривалась, как нарушение только формальное. Но когда нам известна цель закона, ratio legis — борьба с народным пьянством, тогда нельзя игнорировать эту цель при оценке закона о недозволенной продаже вина. По этому закону за продажу, без надлежащого разрешения, вина, приобретенного из мест казенной продажи питой, виновные подвергаются: а) в случае продажи напитков в посуде с ненарушенными печатями, пломбами, бандеролями, этикетами и т. и.—денежному взысканию не свыше 30 руб., и 2) в случае продажи напитков раснивочно, или, хотя и на вынос, но в посуде не опечатанной, а также в посуде с нарушенными или поддельными печатями, пломбами, бандеролями, этикетами и т. и.— тюремному заключению от 4—8 мес. и, кроме того, конфискации задержанных напитков. Таким образом, степень наказуемости различныхт> видов проступка но закону не находится в зависимости ни от злой воли, ни от степени вреда, причиняемого нарушителем. Проступки, в существе своем совершенно равносильные, караются с весьма различной строгостью и даже, мало того, проступок но существу своему более тяжкий может повлечь за собой гораздо легчайшую ответственность по сравнению с проступком слабейшим. Если закон карает лиц, продающих тайно вино, то совершенно непонятным является, почему проступок их становится менее преступным при продаже вина в запечатанной посуде. Ловкий и догадливый шинкарь за продажу вина в запечатанной посуде с бандеролью, с этикетом, подвергает себя денежному штофу в 30 руб.; менее же осмотрительный, или же, по случайности, продавший „мерзавчкъ* без этикета или с поврежденной печатью, должен будет отсидеть в тюрьме от 4—8 месяцев; между тем, деятельность этих шинкарей одинаково преступна. Слабость надзора и контроля за тайной продажею подтверждается следующими данными о числе открывателей нарушений питейной торговли в °/0. Годы: Акпизный надзор. 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 48 43 44 37 28 18 14 | —166 — Эта таблица указывает, что энергия акцизного надзора за тайной продажей с каждым годом надает. II кто этого не знаетъ? Один г. Мннцлов не хочет это тошнить. Старые мировые судьи и земские начальники могли бы подтвердить такой факт, что до введения казенной винной монополии количество протоколов, составленных чинами акцизного ведомства на лиц виновных в тайном корчемстве, было но крайней мере в два раза больше, чем после введения монополии; число уголовных приговоров о тайных корчемниках также было неизмеримо больше, чем сейчас; а между тем все знают, что теперь корчемство сравнительно с тем, что было 12 лет тому назад, возрасло до грандиозных размеров. Чем представитель министерства финансов г. Минцлов объяснит это явление, этот упадок энергии чинов акцизного надзора? В заключение привожу корреспонденцию священники из с. Рожки, Вятской губ.: Акцизные чиновники и полицейские чины, когда к ним обращаются за разъяснением но поводу шинков, делают какие-то намеки, что им-де сверху дан знак смотреть на это зло сквозь мальцы, что-де они обязаны составлять протоколы только на лиц, приносящих убыток казне11. ' „Теперь,—закончил г. Бородин, — вам, г.г. члены Съезда, надо судить, имел ли я право сказать, что в тайной продаже— весь центр тяжести реформы и что питейное наше ведомство своим бездействием как бы покровительствует этой продаже. Следует признать, что существующая система казенной продажи вином способствует развитию корчемства. А если это так, то и ведомство, осуществляющее эту систему, как бы чисты не были его намерения, как бы покровительствует тайной продаже вина. „Я 28 лет веду борьбу с пьянством. Полжизни своей положил я на дело но борьбе с пьянством, и не для того я сюда пришел, убеленный сединами, чтобы говорить вам неправду “. После г. Бородина предоставляется слово (на правах докладчика) для сообщения сведений относительно работ Комиссии по борьбе с алкоголизмом при Гос. Думе ея председателю еписк. Митрофану, который сообщил, что проект Думской Комиссии содержит три категории мер борьбы с пьянством: 1) уничтожение мерзавчика и полбутылки; запрещение открывать трактиры 2 и 3 разрядов; 2) предоставление населению окончательно в селах и городах составлять запретительные приговоры; на таких собраниях принимают участие женщины с правом голоса; 3) запрещение торговли в праздничные дни; 4) меры борьбы с корчемством: усиление репрессии и реформирование чинов наблюдения за продажей нитей. Открываются прения к порядку дня, участвуют в них: 1) Нижегородцев, 2) Бородин, 3) ТИредкальн, 4) Радецхий, 5) Штанге, 6) Шоломович, д-р; 7) Лаптев, 8) Гончаров, д-р. |