— 56 — лишающемся море пьянства мы усматриваем только небольшия оазисы или вернее точки, обозначающие те немногия силы, которые на свой страх и риск решались призывать к трезвости. Да, повторяю, это был несомненно риск, который часто кончался печально для смельчаков. Ведь самая проповедь о трезвости под час вызывала подозрение и прямое запрещение. Не будем говорить об отдельных заурядных борцах за трезвость, но даже такой святитель, как Епископ Воронежский Тихон, своим сильным, воодушевленным словом прекративший пьяный разгул в честь Ярилы, не избежал огорчения и самый уход его на покой в сравнительно не старые годы, некоторые ставят в связь с его проповедническим выступлением. Особому же гонению подверглись общества трезвости, во множестве возникшия в половине прошлого столетия сначала в западном крае, а потом и в центральных губерниях. Натиск на них был настолько силен, что несмотря на нравственную поддержку Св. Синода, начавшееся противоалкогольное движение стало замирать и число обществ трезвости быстро сократилось. Правда, все это происходило в темную пору владычества откупщиков и под давлением их. Со времени же введения монополии видимых по крайней мере противодействий гуманитарным начинаниям но части борьбы с пьянством не могло быть, так как финансовое ведомство в начале реформы питейного дела, в особой декларации объявило: что оно прежде всего будет преследовать народное отрезвление, а затем уж интересы фиска. В подтверждение своих слов ведомство само заводит попечительства о народной трезвости и отпускает на них ежегодно значительные суммы. Положим, каких-либо особых результатов попечительства не дали. Вероятно, на Съезде не раз будут касаться этого предмета и отрицательные стороны деятельности попечи-тельств о народной трезвости обозначатся со всею ясностью. Но для нас в данном случае важен самый факт существования подобных правительственных учреждений, как признание законности и необходимости борьбы с пьянством. С большим успехом и пользой действу ют общества трезвости, которые снова ожили и растут все заметней. Каких солидных результатов достигают эти общества, можно судить по примеру Петербурга. Войдите в любой воскресный или праздничный день в Воскре-сенскую церковь при Варшавском вокзале и обратите внимание на массы простого, по большой части рабочого народа, собравшогося сюда. То все трезвенники, давшие обет воздержания от употребления вина. Они в общей молитве ищут подкрепления своим силам для борьбы с недугом, глубоко гнездящимся в инстинктах человека. С меньшим, быть может, успехом, но с одинаковой любовью и воодушевлением трудятся общества трезвости и в других многочисленных местах, пробуждая спящую совесть и вливая братским сочувствием в ослабевшую волю алкоголика решимость бороться со злом его жизни. Борьба ведется главным образом на почве этической, чрез указание | 57 — на то моральное зло, какое причиняет пьянство. II такое убеждение при известном блогочестивом настроении русского народа, имеет громадную силу. К сему часто присоединяются соображения, заимствуемся из области бытовой. Умело, образно-пластически нарисованная картина расстройства чрез пьянство семейных дел, производит часто потрясающее впечатление. Дальнейшему же укреплению желания жить трезво много содействует корпоративный дух, присущий обществам трезвости, та нравственная поддержка, какую всегда здесь встречает нуждающийся. Члены общества образуют в собственном смысле одну семью, проникнутую одним желаниемъ—бороться со злом пьянства, а это настроение сразу же сообщается и захватывает всякого новичка. Он чувствует себя приобщившимся к коллективной, единодушной силе и в общении с ней развивает и укрепляет собственную решимость. Психологическое значение подобного включения индивидуума в состав какой-либо корпорации и неизбежность подчинения настроению давно подметил и метко обозначил наш народ известными словами: с кем поведешься, от того наберешься. Но при всем испытанном и блогодетельном влиянии указанных способов, всегда, а в последнее время в особенности чувствовалась настоятельная необходимость в научном освещении алкогольного вопроса. Такую задачу и взяло на себя общество охранения народного здравия, выделив для сего особую алкогольную коммиссию. IX томов научных исследований вот тот богатый вклад, какой общество дало науке. Недавно оно праздновало десятилетие своей научной деятельности, которое было временем накопления знаний, изучения вопроса со всех сторон. Само-собой разумеется, что ценные научные данные по такому жгучему вопросу, как алкоголизм, не могли оставаться в области теоретических исследований. К деятельности общества чутко прислушивались поборники трезвости и отсюда черпали новые аргументы для борьбы с пьянством. Но все же сфера распространения таким путем научных сведений была бы слишком ограничена. Мысль о созыве Всероссийского ИИротивоалкогольного Съезда являлась и подсказывала^ самим ходом вещей. На нем должны все пути борьбы с пьянством слиться в одно органически стройное, определяющее наиболее целесообразный способ борьбы. И великим утешением для поборников трезвости, доселе действовавших разрозненно, явилось настоящее собрание, соединившее и людей практического опыта и представителей научной эрудиции. Очевидно, сознание необходимости борьбы с пьянством становится общим. Таким образом, почва для восприятия того, что выработает Съезд, готова. Но все же не надо забывать, что это первый Съезд и что при всем воодушевлении его участников едва-ли можно думать, что вековое зло сразу будет побеждено. Как на войне против врага сильного ведутся систематическия атаки с целию кругом обойти его, так и в деле борьбы с пьянством необходима такая же планомерная работа. Недуг застарелый, |