- 137 — усугубляющие вредное влияние алкоголя—антигигиеническая обстановка школ, неправильное воспитание, переутомление и т. д. По исследованиям Вирениуса 363) условия, при которых приходится молодежи проходить школу, имеют результатом ослабление вообще жизнедеятельности юного организма, развитие нервности, нравственной неустойчивости, подавленности воли, характера. Dr. Guillaume из 731 ученика, исследованного им в школах NeufchätelcH, нашел 296 страдающими мигренями. Becker на 356S учеников Дармштадта и Бессингена отметил 974—с мигренью. По Abercrombie 364) хорея в 11 случаях на 100 была результатом чрезмерного умственного напряжения. Исследования Hertel^ в Дании на 16889 мальчиков школьного возраста дали 20% и на 11225 девочекъ—41% заболеваний анэмией, хлорозом, стоящих в связи с условиями школьной жизни. В Швеции по Axel Кеу‘ю 365) на 10,000 детей-школьников 45% подвержены головным болям, кровотечениям из носу, анэмии, неврозизму. В юношеском возрасте, в переходную к возмужалости эпоху, время возбуждения половых стремлений, алкоголь играет весьма видную роль, как фактор, токсически-парадизующе действующий на волевую сферу, задерживающие центры и одновременно блогодаря паралитической гиперемии, возбуждающий половую сферу. Проф. Тарновский 366) на основании своих многолетних наблюдений утверждает, что наибольшая часть случаев утраты целомудрия у юношей происходит под влиянием вина. Bonne вынес из своей практики убеждение, что большинство молодежи заражается сифилисом, находясь в состоянии бблыпого или меньшого опьянения. Bergeret, после 30-летних наблюдений, пришел к заключению, что большинство молодых людей первый раз переступают порог домов терпимости, находясь в чаду легкого опьянения. «Число молодых людей, бросающихся в объятия проституции сознательно, с ясным представлением о том, что онн делают, чрезвычайно ничтожно, - -говорит Ribbing 367), в сравнении с таковым молодежи, завлеченной сюда под влиянием алкоголя». Все исследователи алкоголизма единодушно отмечают чрезвычайную восприимчивость и впечатлительность к алкоголю нервной системы развивающогося организма. По мнению Ваегса спиртные напитки причиняют детям неисчислимый вред, нарушая естественный ход развития духа и тела. Lentz (р. 215) характеризует чувствительность детской нервной системы к алкоголю тем, что период возбуждения у детей нередко отсутствует; быстро наступающее глубокое угнетение переходит скоро в коматозное состояние и может окончиться смертельно, если дозы мало-мальски значительны. Мопип считает гибельным действие алкоголя на нежный головной мозг ребенка и приписывает его влиянию происхождение эпилепсии, пляски св. Витта, бессонницу ночных страхов и т. д. Nothnagel назвал обычай | — 138 — давать детям спиртные напитки «раковой язвой наших дней». Детская и болезненная (kranke) нервная система безконечно сильнее восприимчива, по мнению проф. Ziehen'a, к вредным влия-ниям алкоголя. «Я прямо таки считаю преступлениемъ—у меня нет мягче выражения для этого, говорит prf. Ziehen, когда дают детям ежедневно некоторое количество алкоголя». Такого же взгляда держится большинство психиатров, невропатологов, гигиенистов, физиологов и педиатров. Именно, проф-ра: Бехте-рев, Гитциг, Крепелин, Форель, Мебиус, Штрюмпель, Эрис-ман, Гафки, Вольфюгель, Фик, Прейер, Демме, Багинский, Ранке и мн. др. Существуют опыты, специально проведенные над детьми для выяснения влияния на них алкоголя. Пр. Демме говорит об эксперименте, проделанном в течение 1% лет двумя, вполне достойными доверия, отцами над своими ИО- -15-летними сыновьями. До опыта отцы считали полезным умеренное употребление вина подростками. Вино в количестве 70—100 grm., разбавленное водой, выпивалось в продолжение еды. Несколько месяцев потребления вина чередовались с несколькими месяцами воздержания. В результате, при вине—дети были более вялыми, сонливыми, менее расположенными к умственнной работе, безпокойный, прерывающийся сон менее освежал их. Двое из мальчиков так тяготились винным рэжимом, что просили родителей освободить их от вина. Kende для изучения влияния вина на интеллект детей провел ряд опытов. 25 вполне здоровых, правильно развитых детей были разделены на 4 группы по возрасту. Доза—от 0,5 до 2 децилитров вина. Для контроля оставлялись менее способные. Опыты—в предобеденное время, исследование умственной работоспособности спустя V*—3/4 часа по введении вина. Результат вполне соответствует данным, полученным в опытах пр. Krepelin‘a и его учеников. Даже умеренные однократные приемы вина ослабляют ум-ственвые, духовные силы детей (многие из них получали регулярно вино от родителей за едой). Дети вскоре по приеме вина становились бойче, развязнее, смелее, оживленнее, задорнее, речь их громче, чтение быстрее; однако почерк лишается правильно-ности и симметрии, становится так некрасивым, что сами дети удивляются этому. При вычисленияхъ—больше ошибок, осмотрительность—отсутствует; никому не приходит в голову проверить задачу, что обычно, без приема вина делается постоянно. Выучивание наизусть затруднено; при пересказе дети не замечают даже бессмыслицы, происходящей блогодаря замене одних слов другими по созвучию; мыслительная способность (Denkvermögen) притуплена; характерно, что мальчики 13—15 лет едва в состоянии были, пересказать прочитанное про себя, между тем как смысл громко и медленеф прочитанного понимается и передается хорошо. Характер делается менее выдержанным, раздра- |