Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 326   >>>

— 326 —

йых сторон рабочей жизни, в то же время дает лишние гроши, которые можно пустить на алкоголь.

Перед нами бюджеты рабочих одной из фабрик Богородского уезда, разработанный д-ром И. М. Шапошниковым. Картина получается не из отрадных. Почти весь свой заработок рабочим приходится тратить на содержание своего физического существования. Не остается совершенно средств на удовлетворение культурных потребностей; рабочему нечего тоже думать о разумных развлечениях. И, несмотря на столь скромное существование, из 241 бюджетов, вошедших в анкету, оказалось 110, или 45,2% дефицитных, т.-ф. таких, при которых рабочие не в состоянии были сводить концы с концами и вынуждены были делать долги. При этом в низшей группе с расходом в 100—200 рублей дефицитных бюджетов оказалось 95%, у следующей группы с расходами в 200—300 руб. дефицитных бюджетов было 52,5%;: при расходе в 300—400 руб. не могли сводить концы с концами 40% всех опрошенных, при расходе в 600—700 руб. в группе дефицитных оказались 25%. Таким образом, ни о каком блогосостоянии не может быть и речи, когда рабочие переходят из одной нормы вознаграждения в следующую высшую. И в этом счастливом случае рабочий не выходит из дефицита, иными словами говоря, не избегает вечной нужды, необходимости одалживаться. Наиболее насущные жизненные потребности рабочих далеко не удовлетворены, и повышение заработной платы даже на значительную сумму отнюдь не знаменует собой наступления довольства, при котором нет уже никакой необходимосги в иллюзиях. «Все колебания расходов,—справедливо замечает д-р Шапошников,— на важные потребности указывают на то, что оне еще не насыщены, только развиваются и требуют средств для удовлетворения».

Следовательно, мы должны ожидать, что в той группе рабочих, к которой относится исследование д-ра Шапошникова, повышение заработка должно быть связано с увеличением расхода на алкоголь, абсолютным и относительным. В низшей группе потому мало пьют, что нет никакой

— 327 —

возможности уделять из скудного заработка деньги еще и на алкоголь. Но вместе с повышением заработка, раз потребности не удовлетворены, раз рабочий находится под вечным гнетом дефицита, но зато появилось больше денежных знаков, есть возможность тратить их в большей мере, они охотно бросаются на спиртные напитки. Все же в анкете д-ра Шапошникова имеются указания на то, что чем ниже заработок, тем больше относительно тратится на спиртные напитки. Средний душевой расход на водку равен 2,39 руб. В высшей группе рабочих, получающих от 900 — 1000 рублей, расход на алкоголь и абсолютно и относительно падает. Это—«семьи из местных крестьян, более обезпеченные и находящияся в лучших условиях жизни сравнительно со своими товарищами».

Такие же точно результаты дала бюджетная анкета, произведенная среди киевских рабочих. И здесь прежде всего обращает на себя внимание дефицит. Свыше половины (52,4%) всех бюджетов (572) оказались дефицитными, при чем в 14,1% всех разработанных бюджетов дефицит составлял свыше 25%. «В общем итоге бюджеты киевских рабочих дали минус в 2,99%: при среднем доходе в 492 р. 73 к. расход определился в 507 р. 89 к.» (на 15 р. 16 к. больше). И тут рабочий вынужден тратить почти весь свой доход на удовлетворение своих физических нужд. Расходы на культурно-просветительные нужды, на развлечения, на лечение, на взаимопомощь увеличиваются вместе с повышением заработка. «Все эти расходы,—говорит г. Наумов,—обнаруживают энергичный рост и в тех бюджетах, которые, видимо, поставлены наиболее блогоприятно. Очевидно, потребности эти нисколько не теряют в своей интенсивности и в более высоких группах, и оставаясь все время неудовлетворенными, давят на весь бюджет. Как ни сжимается рабочий в своих требованиях по отношению к питанию, жилищу и одежде, он не в состоянии выделить для высших культурных потребностей столько, сколько необходимо хотя бы для их минимального удовлетворения. Противоречие между