Эрисман Ф.Ф. Влияние алкоголя на детский организм и борьба с алкоголизмом среди молодежи // Вестник воспитания, №4 (апрель) 1897 г.

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 141   >>>

  

ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ДЕТСКИЙ ОРГАНИЗМ.

141

не роняет в их глазах своего достоинства. Такой учитель смело может обращать внимание детей на вред, наносимый алкоголем молодому организму, может их предостерегать от употребления его, и показать им всю выгоду, которую они извлекут из полного воздержания для своего будущого. Необходимо, конечно, чтобы учителя были знакомы с физиологическим действием алкоголя на человеческий организм и с разрушающим влиянием его в случаях злоупотребления спиртными напитками. И здесь мы имеем еще один лишний мотив ко всем тем, которые обыкновенно приводятся в пользу преподавания гигиены (включая сюда и элементарные сведения из анатомии и физиологии) в учительс?сих семипар>иях. Такая мера лучше всего обезпечила бы широкое распространение гигиенических понятий в народных массах, потому что эти понятия проникали бы туда самым естественным путемъ—через школу, через молодое, восприимчивое ко всему хорошему, поколение Э

Помимо личного влияния учителя, школа могла бы пользоваться, для ознакомления детей с вредными свойствами алкоголя и для предостережения их от употребления спиртных напитков, внесением в учебники соответствующого материала. Один из учителей в Цюрихе (Вейс), просматривая в этом отношении учебники, употребительные в начальных школах этого города, нашел там лишь краткия и общия указания на вред пьянства и на необходимость пользоваться спиртпыми напитками умеренно, и, кроме того, некоторые поговорки, в роде: „Вода и хлеб делают красные щеки", „В вине утопает больше людей, чем в воде", „Вино не дурак, но оно делает дураковъ" и проч. Этого, конечно, недостаточно; необходимо, чтобы в той или другой форме ясно проводилась мысль об опасности, угро-

ш

ВЕСТНИК ВОСПИТАНИЯ.

знающей детям даже от умеренного потребления алкоголя, и о той пользе, которую им принесет полное воздержание от него. Необходимо показать учащимся, что они напрасно стали бы озкидать от алкоголя укрепление своих сил, что можно быть веселым и без всяких спирных напитков, что искусственное возбуждение, вызываемое вином нпроч., не следует смешивать с естественным детским весельем, и что первое не только лишне, но может даже иметь весьма печальные последствия. Прекрасной иллюстрацией к этому учению могут служить школьные прогулки, во время которых детей вместо вина или нива угощают чаем, кофеен, лимонадом и т. п. невинными напитками. К сожалению, как показывает опыт, сами родители учащихся нередко относятся к таким попыткам школы отучать детей от алкоголя, если не враждебно, то по крайней мере иронически или скептически—новое доказательство важности распространения правильных понятий о влиянии алкоголя на детей среди отцов и матерей.

Весьма важным элементом в борьбе с алкоголизмом у детей представляется самовоспитание мо-лодезкн. Англия, которая вообще отличается энергической самодеятельностью различных общественных групп, не исключая молодежи, взяла на себя инициативу н в этом деле. В этой стране впервые образовались детския общества трезвости, требующия от своих членов абсолютного воздержания от спиртных напитков. Во всех городах Англии существуют местные общества этого рода, которые соединены в один центральный союз („United Kingdom band of hope Union"). К последнему уже в 1891 году принадлежало 17,449 детских обществ трезвости, с слишком 2 миллионами членов.

Союз издает много брошюр и книг но воиро-