Эрисман Ф.Ф. Влияние алкоголя на детский организм и борьба с алкоголизмом среди молодежи // Вестник воспитания, №4 (апрель) 1897 г.

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 139   >>>

  

ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ДЕТСКИЙ ОРГАНИЗМ.

139

называют молодому поколению путь к алкоголизму, но очень нередко, руководимые ложными взглядами па „целебное“, будто бы, свойство алкоголя, приучают своих детей к статным напиткам из вполне искренняго желания им помочь и в полном убеждении, что они делают и хм добро. Так поступают, между прочпм, и родители, которые сами вовсе не пьют или пьют весьма умеренно, и которые с отвращением.относятся к пьяницам. Они, конечно, „не ведают, что творятъ", и не знают, что они своего любимца—сына, которому от всего сердца желают добра, подвергают большой опасности. (Выяснить подобным родителям действительное, пагубное влияние алкоголя на детский организм, а вместе с темъ—настоящее значение их поступков, показать им, какой непоправимый вред причиняет детям тот невинный на первый взгляд, но в сущности весьма коварный „глоток вина“, который они получают за столом, во время прогулки, в случае недомогания и проч., составляет первую задачу лиц, желающих снасти молодое поколение от последствий алкоголизма. И здесь врачам представляется широкое поле плодотворной деятельности. Кому же, если не врачу, предостерегать родителей от их роковых заблуждений в этом вопросе; кого же, если не врача, родители послушаются там, где речь идет, прежде всего о физическом блогополучии их детей? Предупредить несчастие, внушить родителям, что они совершают преступление, содействуя преждевременному знакомству своих детей с алкоголем (в какой бы форме то ни было), доказать им, что не только неумеренное употребление спиртных напитков, но и малейшие приемы алкоголя, если они часто повторяются, могут нанести вред ребенку, все это — святая обязанность. врача. Публичные лекции и толково-составленньтя бро-

140

ВЕСТНИК ВОСПИТАНИЯ.

шюры, содержание которых доступно неспециалисту, могли бы дополнять живое слово врача, j

Великая роль в предохранении молодого поколения от прикосновения с алкоголем принадлежит школе и ея представителям. Ребенок разделяет свое время между семьей и школой. Почти все время, проводимое ребенком вне дома, он проводит в школе; самое выдающееся влияние, на ряду с семьей, оказывает на него школа. Школа, если она желает быть для ребенка не только местом, где ему наполняют голову различными сведениями, но и воспитательным заведением, принимающим близкое участие в физическом блогополучии, а также и в духовном и нравственном развитии детей, обязана сделать все от нея зависящее, чтобы ея воспитанники не подпали под власть алкоголя. Эту задачу она может выполнить различными путями. И так как весь характер школы и влияние ея на детей зависит не от различных статутов, правил и начальственных предписаний, а от качеств учителя, то от учителя же, от его отношения к вопросу об алкоголизме, зависит и воспитательное значение школы в этом деле. Если учитель сам поклонник спиртных напитков, если он к тому же не всегда соблюдает соответствующую его общественному положению умеренность, если он не может влиять на детей своим примером, то он будет напрасно говорить перед ними красивые слова о необходимости воздержания, о безнравственности или вреде злоупотребления спиртными напитками; он не будет пользоваться авторитетом в глазах детей или их родителей; его школа не окажет никаких услуг борьбе против алкоголизма. (Другое дело, если учитель, хотя, может быть, и не принадлежит к числу непьющих людей, но для детей всегда служит примером умеренности и никогда