Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1418   >>>

  

— 1418 —

лишь приютом для вытрезвления; правда, приют этот находится под врачебным надзором, чего нет, как это сейчас будет видно, в полицейских камерах для пьяных.

VI.

Прежде чем перейти к описанию этих последних, ознакомлю читателей со способом доставки острого алкоголика в полицейский дом. Вот, что писал в 1902 году по этому поводу начальству очень компетентный в этом вопросе свидетель — полицейский врач Нарвской части, покойный доктор Шрамченко:

«Самое большое число пьяных, доставленных для вытрезвления в часть, забирается на улицах, причем отправляются в часть только те пьяные, которые падают и не могут или не желают идти, или же буйные, производящие безпорядок. Одним словом, полиция отправляет пьяных в часть по крайней необходимости. Только изредка пьяные доставляются из квартир, трактиров, портерных и т. п. или по случаю опьянения до безчувствия, или же вследствие буйства. Поднятый на улице пьяный, если может сидеть, усаживается на извощика, рядом садится дворник, и таким образом пьяный доставляется в часть. Если же пьяный сидеть не может, то его усаживают в крайне неудобное положение в ногах пролетки или саней, дворник же садится на сиденье и поддерживает голову и верхнюю часть туловища. Буйных, сопротивляющихся идти в участок, берут под руки 2 дюжих дворника и таким образом ведут в участок; при этом зачастую приходится слышать жалобы на полученные пьяным колотушки. Поступивший в часть для вытрезвления раздевается; на нем остаются только рубаха и подштанники; он записывается в книгу; цифра Л» пишется краской на рубахе, на спине пьяного, и затем он отводится в камеру для пьяных, где находится до вытрезвления, после чего пьяный или освобождается, или же препровождается в участок для удостоверения звания, для составления протокола и по другим случаям. Буйные пьяные отправляются в участок и отсюда уже в часть, в камеру для вытрезвления. Время пребывания в камере длится от 1 часа до суток. Безчувственно пьяные и имеющие какое-либо повреждение доставляются прямо в приемный покой, где, по оказании им медицинского пособия, они или помещаются в камеру для вытрезвления, или оставляются в приемном покое, или же отправляются в больницу (страдающие delirium tremens отправляются в Обуховскую больницу). Меры, употребляемые для безчувственно-пьяных, следующия: городовые и дворники ири отправлении в часть трут уши, и зачастую приходилось видеть ссадины на ушах доставленных в част пьяных. В приемном покое употребляются нюхание нашатырного спирта, прием спирта (2—4 капли) внутрь, опрыскивание водой,

— 1419 —

обливание головы холодной водой, холодные компрессы на голову, искусственное дыхание, раздражающия клизмы и т. д. Если меры эти не приводят к цели, и пьяный не может произнести ни одного слова, то он отправляется в больницу. В больницу-же отправляются после перевязки и те пьяные, у которых имеются серьезные повреждения. Перед помещением пьяного в камеру, если воротник рубахи не просторен, то пуговицы на воротнике обрезываются, так. как расстегнутый ворот рубахи даже сильно пьяный машинально но привычке вновь застегивает. Впродолжение дня и ночи дежурный фельдшер несколько раз входит в камеру для вытрезвления и осматривает пьяных. Если пульс и дыхание удовлетворительны, то он не тревожит пьяного н дает ему выспаться и отрезвиться; в противоположном же случае пьяный помещается в приемный покой. Было несколько случаев, когда, спустя 5—ИО минута после осмотра фельдшера или врача, пьяный, бывший в удовлетворительном состоянии, задыхался и умирал. По вскрытии оказывалось, что содержимое желудка отрыжкой или рвотой поступало в гортань и таким образом задушало пьяного. В камере сильно пьяные испражняются и мочатся под себя, и, так как число вытрезвляюинихся, как это видно из таблиц, доходит до 37, то воздух в камере удушливый и зловонный.

„Пьяные поступают во все часы дня и ночи; наибольшее число их поступает спустя 1И2—1 час после открытия винных лавок. Как выше уже упомянуто,' пьяные отпускаются из камеры по вытрезвлении; тем не менее, одновременно в камере бывает 30 и более душ в различных периодах острого алкогольного опьянения. Часть этих пьяных храпит в глубоком сне; от них зачастую идут следы мочи, текущей к отверстию по средине пола камеры; часть перепачкана в испражнениях; находящиеся в периоде возбуждения кричат, поют, ссорятся, бранятся, неистово стучат в дверь, неотступно просят отпустить домой и безпрестанно просят пить. Жажда у них непомерная, и они выпивают огромное количество воды; служитель то и дело подаст небольшой жестяной ковшик с водой; это делается из предосторожности, так как ‘ пьяные могут выпить сразу весьма большое количество воды.

„Шум, гам в камере стоит невозможный; зачастую поднимаются драки, и были примеры серьезных повреждений, напр., перелом ребер, служивших предметами судебных разбирательств. За пьяными наблюдает через небольшое окошко в дверях дежурный полицейский служитель, который убирает экскременты, но возможности, умиротворяет эту толпу, дает им пить и т. и. Были случаи, когда дежурные останавливали покушения протрезвившихся на мужеложство с находившимися в глубоком сне пьяными “.

О случае, когда буйствовавший алкоголик, запертый для усмирения и протрезвления в темный карцер полицейского дома, удавился посредством собственных кальсон, будет сообщено ниже словами оффициального документа. *