Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1292   >>>

  

— 1292 —

4) Наследственность смешанная. Сюда вошли все лица, имеющия среди своих родственников алкоголиков [и нервно-психических больных вместе.

Должен еще заметит, что в группу наследственно-пред-расположенных мной относилось всякое лицо, имевшее среди родственников хотя-бы одно лицо, обладавшее одним из указанных видов наследственности. Болъншнство-же моих пациентов, конечно, имели несколько таких лиц среди своих родственников.

Прежде чем перейти к результатам своих исследований, я позволю себе сказать несколько слов о различных формах пьянства. Сказать это необходимо для уяснения некоторых сторон моего доклада.

Всех пьяниц я разделяю на 8 категории: 1) пьяницы случайные,

2) пьяницы привычные (хронические алкоголики) и, 8) запойные.

К случайным пьяницам я отношу таких лиц, которые являются невоздержанными по отношению к спиртным напиткам только „при случае", т. е. в компании, по праздникам и ироч., во всякое-же другое время могут легко обходиться бев спиртных напитков. Эти лица не чувствуют никакой особой потребности к алкоголю, но при всяком удобном случае любят напиваться не в меру. Сюда относятся разного рода любители кутежей и попоек, а также вообще лица „при случае" не знающия меры в употреблении спиртных напитков; если же такого „случая" не представляется, они легко и подолгу могут обходиться без вина, не испытывая при этом никаких неприятных ощущений. Случайное пьянство представляет собой такую форму, где влечение к вину еще не слилось тесно с организацией данного лица и не сделалось стойким болезненным элементом его личности; оно, так сказать, стоит как-бы на пороге между пороком и болезнью.

Привычные пьяницы—это такие, у которых имеется уже более глубокая привычка к алкоголю. Алкоголь служит для них уже как-бы привычной пищей, необходимой для поддержания физического и психического равновесия их организма. Лишение вина сказывается у них множеством тяжелых и неприятных явлений со стороны разных органов тела: тошнотой, рвотой, дрожанием рук, болями в разных частях тела, упадком сердечной деятельности, дурным настроением, головной болью, неспособностью ирь работе и проч.

В большинстве случаев у привычных пьяниц имеются на лицо уже различные признаки алкоголизма, т. е. хронического отравления алкоголем (поражение желудка, печени, сердца, кровеносных сосудов и проч.). Отсюда эту форму часто называют „хроническим алкоголизмом

Привычные пьяницы пьют постоянно, непрерывно (иногда в течение десятков Лет), при чем иногда ежедневно выпивают громадное количество вина. Перерывы, если и бывают, то, но болейте# части, очень непродолжительные и обыкновенно обусло-

— 1298 —

вливаются какимн-либо случайными обстоятельствами (болезнью, неимением дизнеичь и пр.). У этих пьяниц влечение к алкоголю пустило уже глубокие корни в психический строй их организма, сделавшись как-бы своеобразной болезненной особенностью их личности.

Запойные пьяницы—зло те, которые обладают непреодолимым влечением к алкоголю, часто доходящим до степени настоящей импульсивности; но только это влечение существует у них не всегда, а появляется периодически, т. е. приступами, через более или мепее продолжительные промежутки времени. В момент приступа стремление к алкоголю обнаруживается у них часто с такой бурной, непреодолимой силой, что всякия преграды рушатся. В промежутках между роковыми приступами запойные пьяницы, большею частью, не только не берут калли вина в рот, но даже испытывают сильное отвращение к алкоголю. Приступ запоя редко наступает вдруг; но большей части, ему предшествуют уже за несколько дней разные предвестники в виде общого недомогания, безпокойства, безпричинной раздражительности, вялости, апатии, дурного расположения духа, отвращения к работе и ироч.

Как все, имеющее место в природе, не имеет резких и определенных границ, то же касается и указанных мной трех категорий пьяниц. Между указанными видами, несомненно, существуют самые разнообразные и самые постепенные переходы. Те случаи, где трудно было решить, страдаеть-ли субъект запойным или привычным пьянством, я относил в особую (четвертую) группу под названием смешанных форм.

По формам пьянства собранный мной материал распределяется следующим образом:

Случайных пьяниц . 93 ч., или 4,7*/о общ. числа. Привычных „ .1190 „ „ 60,3 „ „ „ Запойных „ . 430 „ „ 21,8 „ „ „ Смешанных „ 261 „ „ 13,2 „ „ „

То-есть, как видим случайные иьяницы составляют, приблизительно, ‘/го всех алкоголиков, привычные—>э/8, запойные—

1 /j и смешанные—‘А,. Нужно полагал, что такое соотношение соответствует действительному распределению указанных групп алкоголиков в обычной жизни, за исключением случайных пьяниц, которые в обычной жизни, вероятно, составляют зна- ' чнтфлъно больший контингент, чем в моих наблюдениях. Дело в том, что эти пьяницы не считают, еебя больными, а потому под врачебное наблюдение .попадают лишь в редких и исключительных случаях. В обычвов-же жизни эта груша» вероятно, самая многочисленная.

Перехожу теперь к главной теме моего доклада,—«в наследственности.