Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1183   >>>

  

— 1188 —

Взгляд на Общества Трезвости то-же во многих местах не весьма отраден.

Вот, напр., что нам пишут.

— К делу отрезвления население относится совершенно хладнокровно и смотрит на него, как на выдуманную новинку, совершенно излишнюю. (Письмо из Самарской губернии;.

— К устройству Общества Трезвости прихожане относятся с иронией и не то чиго с. недоверием, а просто им жаль расстаться с выпивкой и притом боятся насмешек пьющих.— (Письмо из Полтавской, губ.).

В некоторых местах равнодушие народа к обществам доходит до того, что последния остаются существовать... только на бумаге. Вот, напр., сообщение.

— „Формально записался в общество из прихожан только один и на один год; по прошествии года снова записаться уклонился, объясняя, что и без записи будет соблюдать трез-пость“. (Письмо из с. Письмвпер, Костромской губ.).

В некоторых местах равнодушие уступает место враждебному, злому настроению.

Один священник пишет:

— У Общества Трезвости масса врогов, которые и до сего времени не только осмеивают .и оскорбляют трезвенников, но еще и постарались выдумать, что вь нашем приходе будто-бы хотят ввести какую-то секту, учение которой не согласно с учением Св. православной церкви. Выдумали-же это те из прихожан, которые или совсем не бывают в церкви, или-же те, „которые с ранняго утра ищут сикера и до поздняго вечера разгорячают себя виномъ". (Ив письма священника Ферганской области).

— „На первых порах к открытию Общества Трезвости население отнеслось недоверчиво, осыпая записавшихся насмешками, а более слабых завлекая в шинки. Но за последнее время идея трезвости заметно привилась в сознании народа".—(С. ИИе-достоево, Рязанской губ.).

Иногда равнодушное отношение к Обществу Трезвости объясняется боязнью горшого греха.

— „Всякий считает опасным вступить в Общество Трезвости прежде всего ив боязни, что он нарушить данное обещание и чрез это впадет в больший грех,—так что пастырю надлежит быть в высшей степени осторожным в заполнении списка трезвенниковъ".—(Письмо из с. Письменер, Костромской губернии).

Иногда как будто мешает симпатиям к делу членский взнос.

— „Крестьяне говорят, что они и бев членского взноса не будут пить, а предрасположенные к пьянству только скомпрометируют общество, да и на вербование членов они смотрят, как на барскую затею". (Письмо из села Ивановского, Казанской губернии).

— 1184 —

-— К делу народного отрезвления население относится не особенно доверчиво; до сих еще нор выдумываются разные небылицы, вроде печати антихриста и того, будто запись трезвенников производится лишь из-за взносов; но когда мной было объявлено, что я согласен принять и без всякой платы, если только она служит помехой, наплыва желающих не последовало и, таким образом, наглядно была доказана неосновательность пущенной в приходе молвы. (С. Ново-Никитино, Оренбургской губернии).

Действует на шероховатость отношений и то недоумение, которое поражается в народе некоторыми противоречиями жизни.

— От лиц, пожелавших отстать от вина, трезвенникам приходится слышать такия возражения:—почему пьянство признается зловредным только в нашем приходе, а в других соседних приходах оно не преследуется? Если вино действительно приносит вред людям, то против него стали-бы бороться повсеместно, а не у нас только, и правительство не только само не торговало-бы вином, но и частным лицам не дозволило-бы заниматься виноторговлей и т. п. — На подобные возражения у проповедника трезвости имеется только один ответ: — ссылка на тексты Св. Писания. (Письмо из Самарской губ.).

Из некоторых мест, очевидно из тех, где работа удачно начиаживается, где пастыри-деятели пользуются особым авторитетом и любовью населения, идут вести более отрадного свойства.

Кой-где замечается отношение двойственное.

— Часть населения, испытавшая на себе всю гибельность водки, или на своих родных и знакомых, относится к делу трезвости весьма сочувственно, другая-же часть, не понимая, или вернее, не вникая в последствия пьянства, держится старинки— языческой пословицы—„веселие Руси есть нити, не можем-бо без того бытн“,—и потому относится нееочувственно. (Письмо из Симбирской губ.).

— Меотное население к делу народного отрезвления в подавляющем большинстве своем относится весьма сочувственно. Даже постоянные.и привычные пьяницы сознают великую пользу трезвой жизни, но они настолько расшатали и ослабили свой волю, что считают не только трудным, но почти и невозможным отстать от водки, пока она так легко добывается во всякое время дня и ночи.—(С. Досчатый завод, Владим. губ.).

Кой-где наблюдается отношение сочувственное.

— Население к делу народного отрезвления относится с большим расположением,—пишут из ИИорховского уезда, Псковской г.

— „Население относится к делу народного отрезвления весьма сочувственно и доверчиво, через что сильно пала тайная продажа вина, где она была сильно развита". (С. Большие Садки, Волынской губ.).

— „Население очень доверчиво относится к делу народного отрезвления: — охотно подписываются в церкви. Очень многие, подписавшись на год, не пьют вина во всю жизнь, видимо