Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1176   >>>

  

— 1176 —

отдельных священников носит в большинстве церковный характер. Один из старых священников, работающий в приходе 40 лет, сообщает любопытное и весьма ценное наблюдение, что молодое поколение, бывшее свидетелем разорения и пьянства отцов, оказалось более трезвенным и трудолюбивым, блогодаря грамотности... Есть сообщение и о таком счастливом месте, где пьяного никогда не увидишь: естественные условия таковы, что из-за постоянной работы не остается времени для гульбы.

Малороссия.

По Киевской губернии отмечено только одно общество трезвости (в м. ИИИпола).

В самом Киеве есть большое общество Юго-Западное, обслуживающее Западные и Южные губернии России. Во главе стоял профессор И. А. Оикорский.

В Полтавской губернии борьба с пьянством находится пока в зачаточном состоянии. Первые шаги маломощны, неуверенны,

и, как всегда, мучительны. Из сообщений почерпается настроение далеко не светлое.

— Записалось в общество 19 человек, — пишет один священник,—но и те, кажется, откажутся.

— Обществ трезвости по деревням нет,—пишет другой,— а если где и существуют, то лишь на бумаге.

— В нашей местности обществ трезвости по селам что-то не слышно,—пишут из ИИрилукского уезда.

— Нарочитых мер борьбы с пьянством ни школы, ни духовенство не предпринимают,—пишут из г. Хорола.

Более утешительная весточка получена из Полтавского уезда, где работает один священник — ведет беседы в церкви и при требоисполнении, ведет народные чтения и раздает книги для чтения, и где народ к его работе относится отзывчиво.

В деле борьбы за трезвость блогородные стремления духовенства в корне подрываются его экономической зависимостью от прихода, от тех самых пасомых, на коих направляется борьба. Приводим в подтверждение выдержку из одного письма.

— „В селе нашем есть одна владелица, — прихожане мои берут у нея землю в аренду... Когда надо работать, они скликают всех и идут на работу. Каждый вечер по окончании работы делают складчину, варят кашу, а особенно пьют, причем порция водки, хотя и все взносят одинаковое количество, неодинакова. Кулакам сельским, главным заправилам всего общества, достаются львиные барыши и угодья земли, им и тройная, ддосе больше, порция водки. Пробовал было я вести с ними борьбу, указывал на их предосудительное дело, но ничего не вышло: только вооружил их против себя. Подумал, — что они сила, я слаб перед ними, а жить-то надо. Я что получу но приходу, тем и живу... надо мириться...

— 1177 —

Примерно, восстаешь против общественных помочей, сопровождаемых попойками, а собратья твои (духовенство) восстают на тебя. Мне надо перевезти дров из лесу. Никто за деньги не соглашается, а если поставить угощение, непременно много до отвалу водки, желающих потрудиться для священника хоть отбавляй. В этом смысле с прихожан можно извлечь много пользы. Сколько угодно готовы работать, только водки набавляй. Между тем бывает, что согласятся сделать какую либо помочь за деньги, потом будут выбивать очи, что мало золочено. А как потчуешь водкой, что называется, и овцы сыты, и сено цело. Это недостаток почти всех священников нашей местности. Волей-неволей, хотя не сочувствуешь этой оплате работы, поступаешь вопреки.

— „В старину“—говорят,—„так велось, пусть будет так и теперь. Як ще гарно, як мы вси громадой збираемось до свого витца духовного11...

Что тут поделаешь со своею трезвенностью?

Из Черниговской губернии получено только 2 сообщения об обществах трезвости. Довольно успешно ведется борьба отдельными личностями из духовенства. Средства воздействия- -проповедь, беседы и чтения в школе. • Из Кролевецкого уезда сообщают, что встречаются случаи трезвенного проведения крестин, свадеб, поминальных обедов. В высшей степени интересным является письмо о. Александра Козловского. Автор, усердный работник на ниве трезвости, создающий уже четвертую группу трезвенников, выясняя принципы церковной борьбы за трезвость в приходе, рисует путь, каким эти принципы формировались в сознании сельского деятеля, предоставленного самому себе. О результатах трезвенной борьбы по губернии вообще сведений не имеется.

Приуралье.

Из Вятской губернии имеются сообщения о 2-х Обществах Трезвости.

Из Уральской области о 3-х.

Но подробных сведений о их деятельности нет.

Из Уфимской губ. имеются сведения о 3-х Обществах Трезвости.

В Пермской губернии борьба съ' пьянством налаживается. Возникают Общества Трезвости. Ведется пропаганда путем раздачи народу трезвенной литературы. Духовенство стремится к более или менее устойчивому оборудованию просветительных начинаний, но на пути стоит досадное и нелегко устранимое препятствие—отсутствие материальных средств. Случается, что священники приобретают для раздачи книжки на свой личный счет.

Устраиваются народные чтения с картинами и без них. Имеются хоры певчих. Есть библиотеки читальни. Из одного