Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1143   >>>

  

— 1148 -

говоря: — „вырастутъ—привыкнут4*. Многие родители за питье водки до женитьбы быогь своих детей.

(Письмо из ст. Урджарской, Семиреченской области).

Пьет большое и малое деревенское начальство, пьет полиция, пьют врачи, учителя. На это чуть не в каждом ответе имеются беглые прямые и косвенные указания.

— „Большим соблазном для народа",—жалуется один священник Забайкальской области,—„служит так называемая „интеллигенция" в лице крестьянских начальников, становых приставов, участковых врачей и фельдшеров, мировых судей и учителей министерских школ, которые все вместе составляют общество пьянства, картежной игры и прочих безобразий.

С глубокой скорбью должны мы отметить, в интересах истины, что наравне с народом пьет и наше духовенство.

Пьют причты. Один священник замечает:

— .Диакон и псаломщик и сами не прочь в любое время разделить веселую от хмеля компанию". (Письмо из Костромской губ.).

Пьют и противодействуют насаждению трезвости и настоятели.

— „Главное мое горе то",—пишет один священникъ—„что настоятель, старший священник, почти пьян... Трезвенным начинаниям он так активно противодействует; так шли ко мне 18 человек записаться в общество, но на дороге встретил их настоятель и убедил якобы в „пустоте моей затеи"...

Пьянство духовенства отражается иослабляющим образом на плодотворности трезвенной работы тех священников, которые не заражены губительным пороком. Пример недостойного поведения священников вносит в народ и соблазн и недоверчивость к пастырям, как таким учителям жизни, дело которых находится в постоянном и полном разладе с испове-дуемым идеалом.

— Пример должен быть выше и дороже всего,—пишет один священник Архангельской губ.—„Это-ли мы видим среди пастырей? К великому сожалению совершенно не пьющих вина найдется или нет ‘/«« часть всего духовенства. Таким образом нам, врачам, нужно сначала самим вылечиться, а потом врачевать и другихъ".

Особенно яркое письмо с горькими сетованиями на порочность духовенства получено нами из Казанской губернии. Авторъ—священник, убежденный трезвенник, повидимому изжил в своей трезвенной деятельности огромную цепь страданий. По крайней мере это отразилось в его взглядах на современную борьбу за трезвость, взглядах, крайне безотрадных, мрачных.

Вот что он пишет:

— „Каковы труженики-то народные? Не показательно-ли будет самим-то пастырям сказать:—„Врачу, йсцелися самъ".— Прежде, чем лечить других, самим-то нам нужно исцелится,

— 1144 —

а потом ужо приниматься за спасение погибающих. А как духовенство ведет себя безобразно! Пьет запоем но месяцу, но два. Пьет вместе со своими прихожанами в праздники, во время ходов со святыми иконами. Случается, что и под руки водят насомые своего пастыря. А хотим исправлять иасомыхъ! В виду этого прежде, чем лечить других, нужно излечить сначала самих-то пастырей и членов причта. Пьянство среди духовенства громадный соблазн для прихожан. Если-бы Александро-Невскому обществу описать, что делает в пьяном виде мой помощник, то оно не новерило-бы. Чтобы исправить духовенство, нужно высшему церковному правительству узаконит самые строгия взыскания за пьянство членов причта. А у нас духовенство пьет и никому, как будто, дела нет. Пей и пей, сколько угодно. II блогочинному дела нет, и прихожанам тоже. Да прихожане то и рады, что у них батюшка пьет сильно, потому что можно с ним погулять иногда.

Почти невероятный случай рассказывает одна провинциальная газета.

В селе открылось общество трезвости. Во главе его, вопреки желанию трезвенников, встал местный священник, не отличающийся воздержностью по отношению к спиртным напиткам. На запрос одного трезвенника, может-ли быть председателем общества трезвости священник, потребляющий вино, председатель заявил, что священник даже не может быть трезвенником, ибо потребляет вино в церкви. Факт „потребления вина в церкви" подтвердился самым неожиданным образом при следствии по делу о предосудительном поведении этого священника: церковный сторож заявил, что он раза четыре носил священнику в церковь водку...

Эта невероятная, ужасающая каждого трезвенника, история рассказана месяц тому назад и до сих пор не опровергнута ‘).

Само собой разумеется, что подобное поведение деятеля вносит в дело народного отрезвления непоправимые дефекты. Само жвѵ собой разумеется, что такие деятели должны быть устранены в интересах дела из ряда борцов за трезвость...

О пьянстве черного духовенства говорить не приходится. Факт слишком общеизвестен. В наших материалах нет прямых указаний на него (причины также понятны), но некоторый намек имеется.

Вот что пишут из Казанской губ.

— Взгляд на пьянство, как на что-то необходимое, ходы со св. чудотворными иконами обращает в обоюдоострое оружие: подготовляет полную религиозную профанацию и за пьянство одних другие получают похмелье. Не смотря на то, что епархиальное начальство пыталось урегулировать эти ходы, почти каждое сельское общество, жалея на уплату за требы и молебны трез-

') „Новгородская жизнь", 1909, № 93.