Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 804   >>>

  

— 804 —

Установим связь между заработной платой и расходом на потребление спиртных напитков. (См. 1-ю н 2-ю таблицы).

Рассмотрим в И-м отделе—под-отдел А; он разделен на 3 группы:

а) токаря, кузнецы, слесаря, котельщики, желошцики;

б) молотобойцы, подручные, ученики;

в) машинисты, электротехники, молельщики, ключники, буровые мастера.

Группа—а): средняя месячная заработная плата каждого рабочого = 52 руб.; расходует в среднем каждый из этой группы на спиртные напитки в месяц — 7 руб. 40 кои., что составляет 14,2°/0 средней заработной платы.

Группа—8): средняя месячная заработная плата — 29 руб. 70 кои.; средний месячный расход на спиртные напитки -4 руб. 90 кои. (или 1§%).

Группа—в): средняя месячная заработная плата — 73 руб.; средний месячный расход на спиртные напитки—9 руб. (1^,3°/0).

Если расположим заработную плату по убывающей степени, то получим следующее взаимоотношение между заработной платой и расходом на сннртные напитки в этих 3-х группах:

Зараб. плата % расхода на сннрт-

месячная. ные напитки.

Группа-в) ... 73 р. — к. ... 12,3°/0 (9 р. — к.).

„ —а) . . 52 р. — к. ... 14,2 „ (7 р. 40 к.).

—б) ... 29 р. 70 к. ... 16 ,, (4 р. 90 к.).

Таким образом чем выше заработная плата—тем ниже (относительно) расход на спиртные напитки.

По всему же иод-отделу А—„обработка металла1-—средняя месячная заработная плата—49 руб. ИО коп., расход месячный на спиртные напитки—7 руб. т. е. 14,3°/0.

Перейдем теперь к под-отделу —В—„Строительные мастеровые": (плотники, столяры, печники, маляры). Средняя месячная заработная плата—38 руб. 20 кои., расход на спиртные напитки в месяцъ—6 руб. 90 кои., т. е. 18,1°/0.

Если теперь сравним нод-отдел А с под-отделом —Б, то получим:

работная*1" °Р- мес- °/« Расход на

плата спиртные напитки.

А—Обработка металла. . 49 р. ИО к. . . 14,3°/0 (7 р. — к.).

Б—Строит. мастеровые . . 38 р. 20 к. . .18,1 ., (6 р. 90 к.).

Таким образом и здесь то же отношение между заработной платой и расходом на спиртные напитки.

Всего по отделу И-му—„Мастеровые" (393 ответа) ср. мес. заработная плата—47 р. 30 к.; °/о расхода на спиртные напитки-14,8°/0 (7 руб.).

— 805 —

ИИ-п отдел: Собственно „промысловые рабочие'1 (масленицики. кочегары, тартальщики, рабочие '), чернорабочие, низшие служащие) ответов —166. Их средняя заработная плата—27 р. ИО к., а % расхода на спиртные напитки—16,6% (4 р. 50 к.).

Сравним I и II отделы:

I—Мастеровые. . .

II—ИИромысл. рабочие

Ср. зараб. плата.

47 р. 30 к. 27 р. ИО к.

Ср. % расход на спиртные напитки.

. 14,8% (7 р. — к.). • 16,6 „ (4 р. 50 к.).

И здесь этот железный закон оказывается в силе.

Так как 85—86% всех этих рабочих (И-го и ИИ-го отдела, ответов 559)—рабочие занятые в нефтяном производстве—то мы можем для них вывести общую среднюю месячную заработную плату—41 р. ИО к., при расходе на спиртные напитки 5 р. 75 к. (13,9%).

Переходим к рассмотрению III отдела, который разделим на группы:

а) Рабочие полиграфического искусства. Наборщики. Печатники. Переилет-

б) По изготовлению одежды. ремонта. Портные. Сапожники. Обойщики.

в) По изготовлению пищи.

Булочники. Кондитерские—м а-

г) По услужению.

О) Рабочие по передвижению.

Оффицианты. Железно-

Лакеи. Прислуга.

дорожные рабочие.

чини.

стера. Кондитерские—рабочие.

Моряки.

Ср. мес.

Ср. мес. °/0 рас

заработная

ход на спиртные

плата.

напитки.

Группа—а)

... 42 р. — к. . .

. 10%, (4 р. 20 к.).

-г)

... 41 р. 60 к. . .

. 17,3°/0 (7 р. 20 к.).

* —Д)

... 35 р. 80 к. . .

. 21,5°/0 (7 р. 90 к.). . 21,1«70 (7 р. 30 к.).

, —б)

... 34 р. 60 к. . .

» —в)

. . . 30 р. 50 к. . .

. 24,5°/0 (7 р. 50 к.).

Чем ниже

заработная плата—тем выше % расхода на спирт

ные напитки. Для III отд.: ср. зар. плата—36 р. 20 к., а расход на спиртъ—6 р. 85 к. (18,6%).

Следовательно.

*) Под словом „рабочий"—в промысловом районе понимается— необученный рабочий идущий на всякую работу; „чернорабочий*—занимается прокладыванием дорог, рытьем канав и проч. „грязной44 работой.