— 653 — Отсюда мидию, что в борьбе с алкоголизмом следует прежде всего рациональным воспитанием внушить крестьянам доверие к просвещенному слову и уважение к настоящей культуре. Тем-же воспитанием следует пробудить в народе стремление к совершенствованию его родного дела и его собственного быта; и наконец, тем-же воспитанием следует предварительно научить все классы населения искать жизненных интересов в «гамом труде, а не в отвлекающих от него искусственных развлечениях, и даже, наоборот, самым развлечениям придавать наиболее рациональную форму и воспитательное значение. Только при таких условиях наша общественная жизнь и может улучшиться до того, что в ней не останется больше места ни для какого наркоза. И народное пьянство само собой отвалится от нея точно так-же, как от заживающей раны отпадает ея последний ссохшийся струн. В заключение, во имя блага всей трудовой народной массы, я обращаюсь с просьбой к всероссийскому противоалкогольному Съезду, обратить его просвещенное внимание на все перечисленные мцого роковые ненормальности нашей народной жизни и высказать перед всей Россией в смысле необходимости немедленного устранения их свое громкое авторитетное слово. Это слово должно быть обращено, главным образом, к нашей современной интеллигенции, чтобы склонить ее к почитанию культа продуктивного труда и тем самым внушить, как ей, так и просвеицае-мой ею общей народной массе, естественно жизненные идеалы. Литература к тем вопросам, которые затрагиваются в этом докладе. Фулье.—Критика современных систем морали. Спенсер.—Воспитание. Его-же.—Данные науки о нравственности. То.истои JI.—Педогогическия статьи т. IV. Его-же,—Другия статьи и письма. Пирогов Др.—Педогогическия статьи т. I. Каве.иинг.—Задачи Этики. Руссо.— Эмиль или о воспитании. Сикорский.— Воспитание в возрасте первого детства. Покровами.—Физическое воспитание детей у разных народов. Вен. -Наука о воспитании. Лссгафт,—Руководство к физическому образованию детей школь-вого возраста. Ушннский.—Человек как предмет воспитания. Горцев.—Очерк развития педогогических идей в новое время. Коптерев.—Дидактические очерки. Ковалевский.—Возрастающее оскудение деревни (на правах рукописи). донорская.— Детский театр, его вред и польза. | — 654 — Тома.—Нравственность и воспитание. Тимамевскии. -Роль развлечения в воспитании. Вирениус,—Нравственное влияние физических упражнений. Покровом.—Вред гимнастики для детей. Дорнблат.—Гигиена умственного труда. Креолин.—Гигиена труда. Вирениус.— Распределение времени дня учащихся детей. Вахтеров.—Педогогическая статья в Русской Мысли за 1900 год. Павлов.- Об ученических развлечениях в журя. Воспитание » обучение 1902 г. Лссгафт.—ПИкольные типы. Нсчаев (инспектор) об учителях. «Начальное обучение» издание-Казанского Округа за 1902 г. Лобиков.—Школьные приварки. Врачебн. хроника Самарск. губ. за 1901 год. Дсможо и Монтуччи — средния учебные заведения Англии и Шотландии. Лавассер.- Народное образование в цивилизованных странам. Гросс.—Душевная жизнь детей. Локк Д,-Мысли о воспитании. Бинэ и Анри.—Умственное утомление. Фалъборк и Чарнолусский.—Народное образование России. Краѵпц.—Воспитание души. Миронов.—О задачах и средствах эсгетич. воспитания в средней школе (русская школа 1901 года). Пясковский д-р.—О взаимном оздоровлении интеллигенции и народа. Его-же.—Строительство здоровой жизни и молодежь. Его-же. —Вопрос жизни на пути возрождения и оздоровления России. Фармаковский д-р.—Врачи и народ, ифд. Эттингер С.П.Б. Его-же.—Материалы по гигиене сельских школ, труды ХШ Съезда врачей Самарской губ. Его-же.—Первый опыт школьных приварков (на началах взаимопомощи, Самарская Врач. хроника 1902 г.). Его-же.—Народная школа перед судом крестьянства, Вестник Знания 1909 г. кн. 1. Его-же.—Алкоголизм и просвещение. Вестник Знания 1909 года книга 8—9. Его-же. Врачи и Общество, изд. Эттингер С.П.Б. Его-же,—О реформе школьного просвещения, изд. Самарского уездного Земства. Его-же.—Блоготворительность и взаимопомощь,Вестник воспитания 1901 г. Март. и£г<кисе.—Материалы кь борьбе с алкоголизмом в деревне. Жури. общ. охр. народного здравия 1909 г. JSe 1. Донецк.-—Наблюдение над жизнью ребенка. Нечаевъ—ежегодные экспериментальной педогогики. Литц Герман.—Emlohsxobba (анаграмма рациональной школы в. Abboxsholmi). Оииихт ВепоЫ. -Le latin en troisans et le grecen deuxans. |