Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 645   >>>

  

— 645 —

только до сих нор не теряет своего архаического вида. в среде привиллегированных классов, но даже распространяется и в среду рабочих сословий, всецело сохраняя свой старую отвлеченно нежизненную форму. Даже и то школьное обучение, которое так настойчиво проводится у нась теперь в селах, совершенно не приспособляет учеников к практической жизни и не удовлетворяет их самых насущных духовных запросов. Оно не только не старается развить естественной крестьянской практичности и наблюдательности, по, сообщая детям лишь отвлеченные и совершенно безполезные для жизни сведения, как бы нарочно, отвлекает детский ум от знакомства с окружающими явлениями и забивает в нем всякую наблюдательность.

Наша начальная сельская школа, по меткому указанию Самарского уездного комитета о нуждах сельскохозяйственной промышленности *), совершенно уклонилась от удовлетворения запросов детской любознательности, а исключительно только занялась „натаскиваниемъ" детей на экзаменационные требования для поступления в безжизненную среднюю школу. В силу этого интересы всей массы подчиняются условным интересам того меньшинства, которое получает возможность пойти на высшия ступени школы. Но и достигнувший этого счастливец не в состоянии ощущать полного блага жизни. Современное просвещение, по выражению Эдмонда Демулена (основателя рациональной школы де-Рош близ Парижа) 2), ведет к тому, что у образованного человека „на всю жизнь потом остается способность только скользит по поверхности, не вникая в сущность вещей". Он по выражению члена францусской академии Эрнста Лависса 3), „напичкан только не иереваримыми отрывками энциклопедии и потому от школьного стола фатально переходит к канцелярскомуи. Такой человек, но заключению д-ра Литца (основателя рациональной школы в Гарце в Германии) 4), получает не воспитание, а выгонку" и может поступить или в учителя такой же школы, или же „войти в ряды интеллигентного пролетариата". Это. по выражению Эдмонда Демулена, „чистый мозговыхъ", отвлеченный специалист, все воспитание которого сводилось к систематическому атрофирована его мышечной системы, в силу чего всякий физический труд представляется ему как самое невыносимое страдание. Очевидно, поэтому, что все стремления такого человека естественно сводятся только к желанию освободиться от физического труда и заняться какой бы то ни было даже скучной и безполезной работой, лишь бы она не требовала никаких мышечных усилий и условно оплачивалась бы возможно большим жалованьем. Не умея отрешиться от самого себя, такой крайний

') Труды местных Комитетов о нужд. с.-х. промышл., т. ХХХ.Ѵ, стр. 459.

2) Новое воспитание--школа ле-Ропгь изд. Народная библиотека. Москва.

s) Ibidem.

1) Ibidem.

— 046 —

интеллигент иршиисывает свои субъективные ощущения и всей рабочей массе. Поэтому он ставит идеалом просвещения и этой последней также освобождение от физического труда и приобретение условных нрав на получение готовых средств даже без всякого участия в их добывании. Но такия права, и при самом широком, распространении современного просвещения в народе, не могутѵконечно стать, достоянием всей его массы. И русское, крестьянство, не получающее для своего общого быта от этого просвещения никакой пользы, а только разочарованное им в ириложимости к крестьянскому быту каких бы то ни было культурных открытий, по прежнему ведет свое жизненное дело но старым не культурным приемам. А все возрастающая блогодаря этому безысходная народная нищета, без всякой надежыд впереди на улучшение общого народного быта, и побуждает крестьян искать, хотя бы временного, самозабвения от своей безотрадной жизни в наркотизации себя алкоголем. Таковы результаты влияния современного ненормального народного просвещения на крестьянския массы. Следует особенно обратить внимание на эту ненормальность просвещения именно теперь, так как Россия находится накануне всеобщей доступности, а, быть может, даже и обязательности такого просвещения для всего крестьянства. А в виду этого, само собой понятно, что прежде, чем расширить просвещение на всю крестьянскую массу, следует теперь же поставить его на настоящия рациональные основы, так как реформа его при современном меньшем объеме потребует гораздо меньшого расхода и меньших общественных жертв. Достаточно указать на критическое положение тех огромных кадров учителей, которые, будучи в очень большом количестве приготовлены к обязанности старой школы, при неминуемой реформе этой последней не будут удовлетворять новым запросам школьной жизни и окажутся в обществе совершенно ненужным балластом.

При обсуждении вопроса о новой рациональной форме нашего школьного просвещения следует прежде всего поставить за правило следующее положение, против которого мы теперь больше всего грешим и которое, выражаясь словами Эдмонда Демулена, формулируется гак: „Дело просвещения выражается не в том, чтобы научить детей написанному в книгах. Их надо научить тому, что такое жизнь и что в ней делается".

Кроме того нам, русским, необходимо принять во внимание еще и то особенное „утилнтарно-практическое направление умственных интересов и потребностей русского народа", которое исторически сложилось в нем веками и которое с такой ясностью показали и объяснили нам покойный Щапов !);и Успенский.

И наконец, наша новая начальная школа должна принять и тот общий для всех принцип, который уже 200 лет тому

!) Щааов. Социально-пфдогогическия условия умственного развития русского народа.