— 581 — § 15. Успешность низкопробных школьников. МАЛ Ч И К И. НОРМАЛЬНЫЕ. НИЗКОПРОБНЫЕ.
Д Е В О ч К И.
Для более точной оценки успешности низкопробных взяты для сравнения „нормальные“ школьники, т. е. такие, у которых в отдельности не встречаются ни слабого телосложения, ни отсталые. Итак обзор школьных успехов позволяет нам сделать вывод, что чем больше у школьника здоровых физических и умственных сил, тем соответственно вреднее действует на них алкогольный яд; с другой стороны, выяснилось все огромное значение неудовлетворительных социальных условий и дурной наследственности, в качестве настолько могучих агентов вырождения у юного поколения, что даже последствия от употребления спиртных напитков малоспособными учениками сельских школ стушевываются перед первыми двумя упомянутыми отрицательными факторами народной жизни. Следовательно, борьба с алкоголизмом у детей сводится во 1-х к борьбе с употреблением спиртных напитков, и во 2-х к борьбе одновременно с социальными неустройствами и дурной наследственностью. § 16. Поведение. МАЛЬЧИКОВ. ДЕВОЧЕК. Трезвых. Пьющих. Трезвых. Пьющих.
| — 582 - У пьющих мальчиков дурного поведения вдвое больше, чем у трезвых. У девочек таких колебаний не наблюдается; в общем у девочек меньше дурного поведения. ВЫВОДЫ. 1) Главными пропагандистами употребления спиртных напитков среди детей являются их родители. 2) Сельские школьники пьют в тех же случаях и одновременно, когда пьет взрослое население—в праздники, торжества, при поездках в гости или в город и т. II. 3) Мальчики пьют по преимуществу крепкие сорта—водку; девочки более слабые—красное „церковное" вино; пиво пьют и мальчики, и девочки—в одинаковой степени. 4) Из 9.780 пьющих мальчиков напивалось до опьянения 1.542 или 15,5%; а из 3.885 пьющих девочек 120 или 3,2%. 5) В половине случаев пьющих мальчиков и девочек вкус спиртных напитков нравится, а некоторые даже „любятъ", при чем красное „церковное*4 вино пользуется славой „вкусного лакомства". 6) Телосложение слабое встречается чаще у пьющих, чем у трезвых, и чаще всего у наливавшихся. 7) Умственное отсталое развитие встречается больше у пьющих, и наиболее всего у наливавшихся. 8) Успешность худшая отмечается у пьющих, а самая низкая успешность отмечается у наливавшихся. 9) Констатируется влияние субъективного отношения школьников обоего пола ко вкусу спиртных напитков в том смысле, что школьники, доброжелательно относящиеся к алкоголю, дают из .своей среды больше слабых, отсталых и неуспешных. 10) Особую группу с особыми свойствами представляют из себя малоспособные школьники. У них под влиянием неблогоприятных социальных условий и дурной наследственности происходит столь сильная задержка в физическом и умственном развитии, что вред от употребления спиртных напитков, нете-ряющих, конечно, ядовитых своих свойств, почти стушевы-вается перед последствиями двух первых факторов. И) Процент таких малоспособных среди всех мальчиков составляет, по меньшей мере, 24%, т. е. почти одну четверть; среди же всех девочек составляетъ—20,9°/о,т. е. одну пятую часть. 12) Устанавливается в алкоголизации сельской школы следующее закономерное явление: чем больше у школьника здоровых физических и умственных сил, тем соответственно вреднее действует на них алкогольный яд; у школьников с малым количеством здоровых этих сил, у „малоспособныхъ*, алкоголь играет уже второстепенную роль. 13) Сельские школьники употребляют спиртные напитки срав- |