Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 555   >>>

  

— 555 —

Балк говорить так: „Я ценю в высокой степени английскую систему физического воспитания, основанную на народных играх и состязаниях,^так как она способствуеть образованию нетолько сильных людей, но и характеров, что и должно непременно входить в задачу физического воспитания“ (Указатель Шведской выставки 1909 г.). Чешская система этого воспитания и результаты ея также поразительны. Возродивниись в прошлом столетии с исключительной целью—восстановления и укрепления падающих и ослабевающих физических сил подрастающого поколения,— эта система, в течении времени, широко раздвинула свои рамки, направившись в сторону общого интеллектуального воспитания в физическом, этическом, научном и даже политическом отношениях. Сосредоточивая свой деятельность в так называемых „сокольских домах, род наших клубов, сокольство быстро распространилось но всем городам и селениям славянских земель, и воспитало себе здоровых, бодрых и крепких телом и духом граждан, страстно любящих свое отечество и умеющих работать над созданием его блогосостояния.

Сокольство, развивая гимнастическими упражнениями силу мускулов, ловкость, смелость и изящество манер, в то же время доставляете своим членам также' развлечения и просветительного характера в виде лекций, бесед, литературных вечеров, концертов и т. п., словом, развивает их духовные способности, и даете разнообразные разумные удовольствия в часы досуга. Ежегодные праздники сокольства или „сокольские слеты*4, как их принято называть, происходят поочередно в одном из городов, и на них собираются из соседних и даже отдельных местностей тысячи народа, желающого видеть крайне интересные и разнохарактерные упражнения своих братьев-соколов, которых съезжается сюда тоже но несколько тысяч человек.

Нечего говорить о том, насколько могло бы быть полезно сокольство в борьбе с алкоголизмом своей системой—развития духовных и физических сил народа, и доставлением ему разумных развлечений, отвлекающих его от выпивки.

В данное время широкое распространение сокольства у нас является невозможным, вследствии того, что мы не имеем еще учителей, которые умели бы его преподавать; но такую невозможность можно и должно бы устранить в очень короткое время, если взяться за это серьезно, и идти к намеченной цели твердо и настойчиво.

Для этого необходимо только ввести преподавание гимнастики но чешской или шведской системе во всех средних общеобразовательных и специально педогогических учебных заведениях, для чего в начале следует пригласить учителей из Чехии или Швеции, как это уже и сделано некоторыми гимназиями,—и тогда года через три у нас будут целые десятки тысяч лиц, умеющих преподавать сокольскую и шведскую гимнастику, и желающих разнести свои знания но начальным школам своего обширного отечества.

36

— 556 —

В настоящее время сокольская гимнастика преподается у нас в гимназиях:: Царскрсельской г-жи Левицкой, Екатерино-славгкой, Тнфлиской и других. Мне пришлось быть на сокольем празднике у г-жи Левицкой, и видеть гимнастическия упражнения учащихся которые рельефно показали всем присутствующим свой ловкость, грацию, здоровье и жизнерадостность. Но еще более сильное впечатлсние на меня произвел слет соколов в Моровском городе Простесве, где я впервые вполне понял великое значение сокольства и оценил его влияние на все стороны общественной и государственной жизни, в смысле воспитания здоровых, сильных духом и телом, трудоспособных, смелых и горячо любящих свой родину граждан. Этот пример Чехии убедил меня в том, что введение серьезного преподавания гимнастики, по образцу западноевропейских государств, в наших средних и специально педогогических учебных заведениях, должно принести огромную пользу нашему отечеству. Оно прежде всего укрепит здоровье и нервную систему нашей молодежи, расшатанность которой в настоящее время доходит до того, что дети, в возрасте 12—13 лет, прибегают к самоубийству из за полученной двойки или выговора преподавателя. В недавно вышедшей книге „Народное образование и Сельския общества у Чеховъ“ г-на Любчеико по этому поводу имеются следующия строки: „Мы должны возвратишь нашу молодежь к тому идеальному, прекрасному пути, по которому она еще не так давно шла и полна была надежд и веры в лучшее будущее. И если нам удастся возвратить ей силы, здоровье и веру в светлое будущее, то это будет самая лучшая память, которую мы оставим в сердцах наших детей, нашей молодежи(стр. 12—130). Достигнуть этого возможно именно при помощи сокольской гимнастики, которая укрепляя тело, вместе с тем укрепляет и дух человека. Известная пословица: „в здоровом теле—здоровый духъ*, как нельзя лучше оправдывается сокольством, хотя нельзя забывать, что оно влияет на развитие духа и независимо от тела путем разнообразных и просветительных развлечений в своих сокольских домах: устройством концертов, лекций, литературных вечеров и т. д. Вообще обучение гимнастики имеет огромное значение, так как, кроме общого развития физических и духовных сил учащихся, оно отражается и на самом характете их, а вместе с ними и на характере всего населения. Влияние гимнастики выражается в том, что она прекрасно дисцинлининирует всех участвующих в упражнениях, сдерживаете все их резкие порывы, противодействует излишней распущенности, сближаете учащихся между собой, регулируете их 'взаимоотношения, приучаете к общности в работе, к порядку, терпению и настойчивости; знакомите с разумным провождением часов досуга, доставляете полезные развлечения и, в силу всего этого, является надежным средством в борьбе с алкоголизмом, а потому правильное преподавание гимнастики должно быть обязательно во всех учебных