Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 270   >>>

  

- 270 —

3) И теперь, как весь мир, таю» и русский народ, может быть спасен только религией.

4) Религия современного большинства людей есть не религия, а слова; потому она и не спасает его от нравственного разложения. Это—мертвая религия, мертвая вера.

5) Спасти может только живая религия, живая вера.

6) А живая вера — это такая вера, которая непреодолимо влечет к добру.

7) Такую живую веру имеют теперь, главным образом, сектанты и народные трезвенники. •

8) „Епархиальные Ведомости" — о нравственном превосходстве сектантов пред православными.

9) Пашковцы, „евангельские христиане*, баптисты, адвентисты-субботники, духоборы, малеваищы, толстовцы, свободные христиане и другие.

10) Хлысты или духовные христиане и их два толка: „Оарый Израиль" и „Новый Израиль".

11) Песнь „Нового Израиля" против водки и табаку.

12) „Народные трезвенники". Их название. Их отличие от других трезвенников. Их число. Их разница от православных. Трезвые свадьбы.

13) Православные миссионеры и полиция—против „народных трезвенниковъ".

14) Заключение: Ходатайствовать о свободе с,октантов и „народных трезвенниковъ" и предложить духовенству пользоваться против пьянства религиозным средством, заключающимся в том, чтобы считать грехом всякое, даже умеренное, употребление спиртных напитков, кроме лекарственного, не допускать их при совершении тех или других обрядов и не блогословлять их.

ч/ Фармаковский, д-р.

Доклад. — „Материалы но борьбе с алкоголизмом в деревне".

(„Борьба с алкоголизмом в связи с реформой народного

просвещения").

II О Л О Ж Е И I Я.

1) При обсуждении вопроса о народном пьянстве у нас, в большинстве случаев, обращают особенное внимание только на ПЬЯНСТВО НИЗШИХ СОСЛОВИЙ И причину ЭТОГО пьянства ОбТиЯСНЯЮТ недостатком у этих сословий таких благь, какими обладают высшие классы.

2) Но на деле оказывается, что и высшие классы, несмотря

— 271 —

на присутствие в их жизни больших благь, также далеко не свободны от пьянства.

3) Следовательно, причина все прогрессирующого у нас народного пьянства лежит не только в различии быта привилеги-рованных и неиривилегированных классов, а в каких-то еще и особых обстоятельствах, присущих тем и другим.

4) И самым важным из таких роковых обстоятельств следует считать неправильность нашего современного просвещения, которое еще до сих пор повсюду сохраняя у нас чисто отвлеченный характер, преподается в таком безжизненном виде даже и рабочим сословиям.

о) Блогодаря такой неправильности современного образования, общество резко разделяется у нас на 2 совершенно разрозненные части: образованных и рабочих, причем рабочий человек не получает от образования, в смысле освещения своей жизненной работы, никакой пользы, а образованный человек становится очень мало способным к какому бы то ни было живому делу.

и>) А в этом и заключается одна из главных причин дарящого у нас в народе общого недовольства, которое и побуждает как образованных, так и рабочих искать утешения в алкогольном наркозе.

7) Правильное народное просвещение должно быть не отвлеченным, а вполне жизненным и начинаться с объяснения самых ближайших явлений местной жизни.

8) Отсюда вытекает, что для каждой отдельной местности нашего обширного отечества начальное образование должно носить особый, свойственный этой местности, характер.

О) В частности же для земледельческого района этот характер будет сельскохозяйственный, и народным учителем в этом районе может быть только человек, в сельском хозяйстве вполне компетентный.

10) Паши практичные крестьяне только тогда могут поверить в полезности'для них просвещения и культуры, если в ближайшем образце культурности, в лице своих учителей, они будут видеть положительный пример действительно полезного для практического дела человека, который в силу своей просвещенности стоит выше крестьян в разрешении их самых близких и жизненных вопросов.

11) Но на школьные практическия занятия по сельскому хозяйству следует смотреть не с точки зрения их прикладного значения, а в смысле общеобразовательном, так как именно эти занятия больше всего и могут развить в человеке необходимые для разумного существа свойства, заключающияся в терпении, настойчивости, наблюдательности, точности, предусмотрительности и нравственной удовлетворенности своей продуктивной работой.

12) С этой точки зрения сельскохозяйственные занятия должны входить в курс всякой общеобразовательной школы, и идеалом будущого является отправление детей для общого образования не