Журнал "Трезвость и культура", № 1 за 1928 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 4   >>>

  1  2  3  4 5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16 

4

ОБЩЕСТВО БОРЬБЫ С АЛКОГОЛИЗМОМ

№ 1

Ленинский завет

«Они (водка и прочие дурманы) поведут нас назад к капитализму, а не вперед к коммунизму» (Ленин). Мы должны эту ленинскую формулу довести до сознания десятков миллионов рабочих и крестьян.

Мы должны вместе с тем объявить беспощадную борьбу тем, кто игнорирует это ленинское положение и партийную линию.

Партия, допуская продажу алкоголя, была вынуждена сделать это именно потому, что отдавала себе отчет в невозможности бороться с алкоголизмом и с худшими его формами— самогоном, путем только чисто административных мероприятий.

Борьба должна быть объявлена тем кооператорам, которые считают наиболее легким и выгодным для себя занятием увеличивать свои обороты за счет спиртных напитков, и тем финансистам, которые не захотят усвоить, что Советское государство допустило продажу спиртных напитков, как меру временную и доходы от этих напитков считает временными, необычайного свойства, подлежащими замене другими нормальными доходами в возможно кратчайший срок. Борьба нужна и с теми рабочими, которые не считают преступлением перед рабочим классом являться пьяным на производство, приносить в чайниках спиртные напитки и распивать их на производстве и с некоторыми ответственными руководителями учреждений и предприятий, готовыми всякий торжественный случай использовать, как повод для попойки. Наша борьба будет направлена и против сектантов и «братцев», пользующихся стремлением масс к трезвости для отчуждения трудящихся от советской власти. Церковные ханжи на почве антиалкогольной агитации прививают трудящимся религиозный дурман, а этот дурман по определению Ленина является—духовной сивухой для народных масс.

В противовес развивающемуся в нашем Союзе алкоголизму со всеми вытекающими из него отрицательными последствиями, прогулами и понижением производительности труда, ростом преступности и хулиганства' на почве пьянства, — выросшим на той же почве гнусным явлениям, вроде Артемов-ской чубаровщины, Смоленского и Сочинского гнойников и прочим гнусным фактами — начинает подниматься движение наиболее сознательных и культурных слоев рабоче-крестьянских масс, направленное на борьбу с алкоголизмом, как с позорным рабским клеймом старого строя. Начавшись одновременно и в далеком заброшенном Бодайбо (на Лене) и в центре Союза (Москва) движение

перебросилось во все районы нашего большого Союза и с каждым месяцем, с каждой неделей все ширится, захватывая новые губернии, уезды, города, фабричные пункты, отдельные фабрики и заводы и, наконец, сельские населенные пункты. Это движение принимает организационное оформление в виде ячеек по борьбе с алкоголизмом, «ячеек трезвости» и обществ по борьбе с алкоголизмом. В одной только Москве за последние месяцы оформилось около 200 ячеек с количеством членов свыше 6.000, главным образом, рабочих крупных фабрик и заводов.

Вместе с тем назревает необходимость иметь не только организованный центр, но и специальный печатный орган, который освещал бы это движение, оформлял бы его и помогал бы руководить им.

Выпускаемый «Обществом борьбы с алкоголизмом» журнал «Трезвость и культура» и должен выполнить эту задачу.

Ставя себе основной задачей борьбу с алкоголизмом, журнал будет увязывать ее и подчинять главной задаче,стоящей перед рабочими и крестьянами нашего союза, — успешному развитию и завершению социалистического строительства, подъему материального и культурного уровня населения нашей страны. Он будет звать в свои ряды воинствующих антиалкоголиков и трезвенников: тех, кто имеет ленинскую закалку (а их не мало и среди беспартийных рабочих и крестьянских масс), кто не боится трудностей, кто хочет довести борьбу с алкоголизмом до конца. А борьба будет длительная и тяжелая. Надо преодолеть силу привычки миллионов людей, являющуюся, по определению Ленина, самой страшной силой. Уничтожить сразу алкоголизм одним только декретом нельзя. Это может сделать лишь многомиллионный отряд рабочих и крестьян; на основе их усилий советская власть осуществит поставленную ею перед собой цель — полностью уничтожить в СССР потребительское производство и продажу алкогольных напитков.

Широкой агитацией и пропагандой, личным примером, разоблачением (не взирая на лица) вредителей соц. строительства, обретающихся на алкогольном фронте, развитием культурных развлечений и навыков, которые должны выталкивать спиртные напитки из быта, беспощадной борьбой с самогонщиками и шинкарями, заменой пивных и других мест распространения спиртных напитков Советской чайной и др. культурными учреждениями, воспитанием подрастающего поколения и другими аналогичнымимероприятиями —мы сумеем победить алкоголизм.

№ 1

ТРЕЗВОСТЬ И КУЛЬТУРА

5

Э. Д е й ч м а н.

Факты и цифры об алкоголизме в нашей стране

1. Сколько пили и сколько выпиваем

У нас алкоголизм преимущественно водочный. Количество чистого алкоголя, которое потребляется у нас в виде водки в 5—6 раз превосходит количество чистого алкоголя, потребляемого в виде вина и пива. Так было в довоенной России, такое же, примерно, соотношение мы имеем и сейчас.

Было потреблено на душу населения в ведрах

Всего 40° водки вмли. ведер.

| На душу

Всего пива

На душу пива

Всего вина

На душу вина

В 1913 году в б. Росс. Имп. всего . . .

104

0,66

94

0,55

25

0,16

В 1927/28 г. всего . .

41

0,31

34,0j0,24

5

0,04

1923/24 г.

1924/25 г.

1925/26 г.

1926/27 г.

1927/28 г.

Потреблено водки в млн. ведер ....

0,8

4,1

20,5

31,5

41,0

Потреблено пива в млн. ведер ....

17,2

20,6

31,0

32,0

34,0

Такого бурного роста потребления мы не обнаруживаем ни в одной отрасли промышленности. Задача, которая перед нами сейчас стоит, это сделать все возможное, чтобы прекратить во что бы то ни стало дальнейший рост потребления спиртных напитков уже в ближайшем году.

2. Где больше пьют—в городе или на селе?

В 1913 г. по данным, относящимся к территории теперешней СССР, на душу населения приходилось 40° водки 0,69 ведра. При этом, в городах на душу населения приходилось 1,71 ведра (34 бутылки), а в сельских местностях 0,54 ведра (11 бутылок). В 1927/28 году на душу населения в городах потреблено

0,74 ведра (15 бутылок), а в сельских местностях 0,21 ведра (4 бутылки). Если учесть и количество потребляемого на селе самогона, то и тогда душевое потребление в городах будет в 2 раза больше, чем на селе. Вот почему

мы должны, прежде всего, начать борьбу с алкоголизмом в городе, который служит пл'охим примером для села, а затем — бить ачкогольного врага и в городе и на селе.

По сравнению с 1913 годом потребление 40° водки в городах достигло в 1927/28 г. 43,2%, а в селах (без учета самогона, о котором речь будет в следующих номерах журнала) 38,8%.

3. Сколько тратили и сколько тратим на спиртные напитки?

В 1913 г. население Российской Империи затратило на приобретение водки 893 мил-

Потребление спиртных напитков в СССР в настоящее время значительно ниже довоенного потребления, но последние годы обнаруживают тенденцию к нарастанию.

Так, потребление спиртных напитков в СССР за последние годы возрастало следующим образом:

лиона рублей, на приобретение пива (средняя продажная цена 11—12 коп. бут.) 216 млн. руб. и на вино —■ около 100 млн. руб. Всего на спиртные напитки население затратило в 1913 г. свыше 1.200 млн. в довоенных руб. Доходы государства в 1911 г. от питейных сборов составляли 28% всего бюджета и равнялись 830 млн. рублей.

В 1927/28 г. население СССР затратит на спиртные напитки приблизительно

1.200 млн. руб. (без учета самогона), из них: на водку — 885 млн. руб., на пиво — около 200 млн. руб. и на вино — свыше 100 млн. р.

Доходы Союзного бюджета от акцизов в 1927/28 г. равняются 700 млн. руб., что составляет окого 11% бюджета.

Траты населения на спиртные напитки номинально достигли довоенной величины (реально это в 2 раза меньше, так как довоенный рубль равен двум современным рублям) и это объясняется нашей акцизной политикой.



Hosted by uCoz