было, потому что только „к кабаку была дорога торная бедняку®, то сейчас клуб, театр, школа, кружки—все это рабочему должно дать вдоровое и приятное развлечение. В дурмане алкоголя, тяжелом наследив времени рабства, он не нуждается. Но то, что веками прививалось, искореняется с трудом. По мере улучшения экономического положения рабочей массы мы видим я относительное увеличение алтоволизма. Оно, правда, значительно меньше, чем я дореволюционное время, но оно все растет, и роет БдихлйшиЕ причины пьянства £нш, и Ч01дмущ ЖЕЙЩКЙ мужвины 1*17 9 ч. его становится угрожающим. Главная форма потребления алкоголя сейчас—самогон и пиво. Самогон является бичом, особенно нашей деревни. Сотни миллионов пудов питательных продуктов уходят на самогон. Пьют все, от мала до велика, особенно в праздники. Целые деревин превращаются в „ самогонные й фабрики. „В так называемые престольные праздники самогон льется ревой. На какие-либо нужды в собственном 47 | хозяйстве, на общегосударственные надобности—нет ни копейки. На самогон же и нону ваходат, если не все, то многие. Пьют не только взрослые, пьют подростки, начинают пить даже детн школьного возраста. Поп с крестом еще ходит из хаты в хату, а по деревне уже несется ругань и пьяные песни",—пишет селькор я журнале „Красная Деревня". Особенно страшно самогонное пьянство среди детей. А последние не могут не привыкать в самогону, живя в обстановке самогонного разгула. Проезжая по деревням, я вел беседы с детьми о самогонке. Шустрые, бойкие ребята живо окружали меня» с интересом рассматривали рисунки, изображающие вред алкоголя. — Она-то штука вредная, самогонка, от нее дурно становится,—делают они свои замечания. — А зачем же вы ее пьете? — Да как же на праздниках не выпить? Все пьют. Отец и мне дает—вот и выпиваем. И характерно, что после одвой такой беседы крестьяне решили по крайней мере детям не давать пить, так как еами они „никак без этого не могут жить". Но ' мы прекрасно зваем, что это навряд ли даст результаты, так как трудно уберечь детей от пьянства там» где пьют взрослые. И изживание алкоголизма в деревне должно итти но одному основному пути: повышению сознательности и культурного уровня ее. Изба-читальня—культурный очаг деревни—должна стать первой базой противоалкогольной борьбы. В вей крестьянин должен искать развлечения, приятного и полезного, в часы отдыха, она должна будить его мыель, мобилизовать все сила на 4* |