Д-р мед. И.В.Сажинъ. Вліяніе спиртныхъ напитковъ (алкоголя) на нервную систему взрослаго и развивающагося организма. СПб.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 36   >>>

  

- 36 -

ими ИО—15-летними сыновьями. До опыта отцы считали полезным умеренное употребление вина подростками. Вино в количестве 70—100 grm., разбавленное водой, выпивалось в продолжение еды. Несколько месяцев потребления вина чередовались с несколькими месяцами воздержания. В результате» при вине—дети были более вялыми, сонливыми, менее расположенными к умственной работе, безпокойный, прерывающийся сон менее освежал их. Двое из мальчиков так тяготились винным режимом, что просили родителей освободить их от вина.

Kende 62) для изучения влияния вина на нервную систему детей провел ряд опытов. 25 вполне здоровых, правильно развитых детей были разделены на 4 группы по возрасту. Доза—от 0,5 до 2 декалитров вина. Для контроля оставлялись менее способные* Опыты—в предобеденное время, исследование умственной работоспособности производилось спустя 1Ии—гИ4 часа по введении вина. Результат вполне соответствует данным, полученным в опытах проф. Krepelin'a и его учеников. Даже умеренные однократные приемы вина ослабляют умственные, духовные силы детей (многия из них получали регулярно вино от родителей за едой)- Дети вскоре по приеме вина становились бойче, развязнее, смелее, оживленнее, задорнее, речь их громче, чтение быстрее; однако почерк лишается правильности и симметрии, становится таким некрасивым, что сами дети удивляются этому. При вычисленияхъ—больше ошибок; осмотрительность—отсутствует; никому не приходит в голову проверить задачу, что обычно, без приема вина, делается постоянно-Выучивание наизусть затруднено; при пересказе дети не замечают даже бессмыслицы, происходящей блогодаря замене одних слов другими по созвучию; мыслительная способность (Denkvermogen) притуплена;

— 37 -

интересно, что мальчики 13—15 лет едва в состоянии были пересказать прочитанное про себя, между тем, как смысл громко и медленнее прочитанного понимается и передается хорошо. Характер делается менее выдержанным, раздражительным, нетерпеливым. Дети становятся заносчивы, непослушны, капризны, дерзки, а затемъ—рассеяны, угрюмы, сонны, молчаливы. „Легко представить себе, пишет Kende, насколько резче и вреднее действует привычное употребление алкоголя на нежную нервную систему у детей, если даже умеренные однократные приемы вина так ослабляют умственные и духовные силы ихъ". Исследования, произведенные по предложению Bayr'a учительским персоналом для выяснения зависимости между употреблением алкоголя и работоспособностью школьников в Вене, дали следующие результаты. Всего исследованных 591 человек. На 100 детей совершенно не пившия имели очень хорошую отметку в 45 случаях, удовлетворительную—в 48; получающия алкоголь в исключительных случаяхъ—35 и 56; получающия регулярно один раз в день—27 и 59; получающия два раза в день—20 и 55 и получающия 3 раза в день очень хороших отметок совсем не имели, удовлетворительных 33 и неудовлетворительныхъ—67.

По отзывам учителей Бонской школы, дети, получающия по утрам красное или токайское вино, в первые часы занятий являлись в классе лишь мешающим балластом. Произведенной в Мюнхенских народных школах анкетой ярко обнаружено тесное взаимоотношение между употреблением школьниками спиртных напитков и их умственными способностями и успешностью занятий. Процент детей с лучшими способностями и отметками за успехи — наибольший среди никогда не получавших спиртных напитков.