- 21 — также особенно легкими у нас условия жизни еврейского населения, а оно отличается ведь известной трезвостью. По данным Тульского приюта для опьяневших в 1907 году на каждые 100 человек нуждающихся приходилось алкоголиков лишь 28 человек, а на 100 достаточных и вполне обезпеченных — 71 алкоголик. Представитель рабочей партии в Бельгийском парламенте Е. Вальдервельд, близко знакомый с жизнью и бытом рабочих, говорит: „теперь уже труднее быть искренним защитником того устарелого взгляда, будто алкоголизмъ—неизбежное зло, будто условия существования рабочих и самой работы, властно и неизбежно требуют употребления спиртных напитковъ". А доктор Кэферштейн указывает даже, что повышение заработной платы и уменьшение рабочого дня, если вместе с ними не повышаются и культурные потребности рабочого, почти всегда сопровождались увеличением, а не уменьшением потребления алкоголя. Ясно, следовательно, что не одне лишь экономическия причины являются творческой силой в жизни народов. Надо отвести должное место и духовным, идейным силам. В борьбе с алкоголизмом оне, к счастью, могут играть первенствующую роль. Здесь более, чем где-либо применимо положение философа Гегеля: не цепи делают раба, а рабское сознание. Считают веским возражением против трезвенников также то обстоятельство, что в алкогольное производство вложены огромные капиталы, что государство извлекает из него львиную долю всех доходов. Что же станется со всеми вложенными в спиртное производство капиталами и массой рабочих, занятых в немъ? Но такое возражение равносильно было бы отстаиванию необходимости войны потому лишь, что с отсутствием ея должна будет прекратиться работа пушечных, ружейных, пулеметных, броневых и др. заводов. К счастью для человечества, спирт может найти весьма широкое и полезное применение в многочисленных и разнообразных областях техники и повседневного обихода без того, чтобы отравлять им | — 22 — народный организм. Следовательно, вопрос о доходах государства с обложения и продажи спирта может быть разрешен без необходимости отравления народа алкоголем. „Выпуская на рынок десятки миллионов ведер ехидного яда, необходимо, пишет профессор Сикорский, подумать и о том вырождении— наследственном и блогоприобретенном, каким этот яд угрожает наиболее утомленным работой классам, и для которых он останется проклятым прибежищем, пока утомление существуетъ". Да и помимо того, от самого решительного признания необходимости полной трезвенности нельзя ожидать быстрого изменения веками установившихся и вкоренившихся привычек. Поэтому наивно опасаться за быстрое уменьшение питейных доходов государства. К глубокому сожалению, потребуется еще много, много времени, упорного труда и затраты сил духовных для того, чтобы лишь постепенно вытеснялся из ежедневного обихода алкоголь — этот мощный враг всякого улучшения и совершенствования. Очень многие, по недоразумению, считают трезвенников отвлеченными мечтателями, не от мира сего. При современных условиях, будто бы, невозможно проводить в жизнь требование полной трезвенности. Однако, очевидная действительность вполне опровергает такое утверждение. Мы знаем существование помимо отдельных лиц целых обществ, групп, сект, даже народностей (арабы, турки, евреи, татары), ведущих в общем безусловно трезвую жизнь. В Англии и Америке трезвенники насчитываются миллионами. В Швеции, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Германии, даже Франции существуют многочисленные общества трезвенников среди разнообразных профессий: врачей, учителей, юристов, военных, духовенства, купечества, ремесленников, рабочих, среди молодежи средних и высших учебных заведений. Некоторые утверждают, что трезвенники не могут обосновать своих требований на строго научной почве. В опровержение такого утверждения я должен лишь сослаться на мои работы: 1) Влияние алкоголя на развивающийся организм. Диссертация. 1902. 2) Влияние алкоголя на нервную систему. 1902 и 1910 г. 3) Наслед- |