Д-р мед. И.В.Сажинъ. За насъ ли, трезвенниковъ, наука?. СПб.:1912

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 13   >>>

  

- 13 —

лишь там, где самой природой положена вообще какая-либо мера для организма. Для алкоголя—вещества по своим химическим свойствам чуждого, враждебного всему живому и по тому самому уже немыслимого, как нормальная составная часть нашего тела, нет и не может быть, конечно, какой-либо меры ни в каком случае, за исключением, когда вещество это, как и многие другие сильно действующие яды, употребляется в строго определенных случаях и на строго определенное время лишь с лечебными целями, в качестве лекарства. Говорить же вообще об умеренном употреблении алкоголя в повседневной жизни так же допустимо, как об умеренном употреблении хлороформа, эфира, хлораль-гидрата, морфия, опия, и др. ядов.

„Не существует безвредных действий алкоголя, высказывается проф. Б. Никольский. Можно говорить только о большей или меньшей выносливости различных людей по отношению к этому сильному яду". Совокупность всего, что известно ныне об алкоголе, указала решительно и несомненно, что алкоголь не является необходимой потребностью для правильной, обычной жизнедеятельности человеческого организма и что, наоборот, без алкоголя все без исключения стороны жизнедеятельности выполняются лучше и количественно, и, в особенности, качественно. Научная попытка определить точно наименьшее безвредное будто бы количество алкоголя и притом даже для здорового взрослого человека далеко не увенчалась успехом. С тече-нием'ь времени, по мере усовершенствования способов исследования, обусловливающих большую точность результатов, высший предел безвредного будто бы количества алкоголя неуклонно понижается, падает.

Но и то здесь идет речь о среднем безвредном будто бы количестве для взрослого, здорового человека. Если же принять в расчет значение личной особенности каждого человека, возраста, пола, степени, упитанности, наследственности, различных нервно-и Душевно-неуравновешенных состояний и безчисленных вредных воздействий, понижающих устойчивость против алкоголя, то перед нами предстанет со всей своей очевидностью голая истина, что оиреде-

— и -

лять „безвредное" количество алкоголя, значит, стремиться, по выражению Кузьмы Пруткова, „объять необъятное". И это вполне естественно, ибо трудно найти меру тому, чему по глубокой сущности дела не может быть меры.

Но допустим на минуту вопреки действительности, что возможно было бы установить точно умеренное количество спиртных напитков, безвредное будто бы для привычного потребителя. И вот теперь этому потребителю в дальнейшем предстоит самому определять количество ежедневно вводимого одурманивающого, наркотического яда. Мерилом может быть, конечно, лишь самочувствие потребителя. А под влиянием даже небольших количеств алкоголя угнетается прежде всего именно способность самокритики, самооценки, отсюда и возникает ложная самооценка и связанное тесно с нею ложное вопреки действительности самочувствие, обманчивое повышение всяческой работоспособности. Ощущается прилив силы при понижении на самом деле мышечной работоспособности; ощущается обострение всех органов чувств, когда в действительности они притуплены; оицущается повышенная умственная дееспособность, а на самом деле можно точно доказать ея понижение; ощущается чувство усиленной теплоты в то время, как на деле увеличивается потеря тепла телом; ощущается потребность движений, увеличенной траты сил при существующих в действительности усталости и утомлении—этих зорких стражей экономного расходования сил, усыпляемых и заглушаемых уже от незначительных количеств алкоголя,—словом, нарушается, так сказать, святая святых организма—спасительное свойство гиелесообратой его приспособляемости. „Безчисленное множество людей, пишет проф. Крэпелин, постоянно наносят вред своей работоспособности употреблением таких количеств алкоголя, какия в повседневной жизни считаются еще за безвредныя". Существование на ряду с ложной самооценкой особого состояния блогодушия под влиянием небольших количеств алкоголя и служит главным источником его завлекающого, соблазнительного действия. Отсюда и старинное название спиртных напитков