— 17 — Доктор Briegleb, отмечая, что решение перейти в абстиненты (с 1902 г.) явилось у него не вдруг, а созревало постепенно, указывает на необходимость абсолютной трезвенности особенно у в р а ч е й. Эта необходимость вытекает неизбежно из самой сущности врачебной профессии, требующей всегда, во всякое время дня и ночи. ясной, не затуманенной алкогольным наркозом, головы (zur jeder Tag und Nachtzeit. mit Klarem Kopfe zur Iliilfe bereit sein). Такое же мнение высказывают многие из духовенства п учителей. Естественно, конечно, приложить этот критерий на тех же основаниях и к железнодорожным служащим, военным, рабочим специальных профессий и вообще к категориям лиц. несущих ту или иную с е р ь е з н у ю о т в е т с т в е п и о с т ь. Огромное большинство участников анкеты констатируют блоготворное влияние примера их воздержания па семью и близкую окружающую среду. Устанавливается более глубокая духовная связь, большая общность интересов и вообще жизнерадостное настроение. В сообщении доктора Pfleiderer’a характерно обрисовывается восприятие детьми строго проводимого родителями обоснованного принципа: воздержания. Когда 3-х-летиий сын Pfleiderer’a услыхал, что отец его применял для перевязки больного спирт, он с удивлением спрашивает мать: мама, ведь, спиртъ—яд, зачем же это папа применяет его для перевязки? Невольно сейчас же приходит на мысль наш тл створный обычай, не только ежедневно собственным примером прививать юному поколению ранния симпатии к алкоголю, но и прямо даже давать детям различные статные напитки чуть ли не с пеленок. Естественно, что у этого 3-х-летняго мальчика выработается и н о е представление и взгляды на умеренное употребление спиртных напитков, чем у пашей молодежи. Огромное большинство в своих ответах указывает, что первое время абсолютной трезвенности доставляло им не мало мелких огорчений и неприятностей вследствие своеобразного отношения окружающих. Насмешки, остроты, особенно в веселой от алкогольного наркоза компании, взгляд как на „чудака14, „оригинала44, дажп „немножко ненормального вплоть до фанатика, упреки за „нелюдимость44, скупость, нежелание вести себя „как люди4* н т. и.— неизбежно преследовали вначале очень многих абстинентов. Но это лишь в первое время, затею постепенно свыкались с новым положением вещей и нередко отношение изменялось даже к лучшему в сравнении с прежним. Огромное значение имело | — 18 — здесь тактическое набегание крайностей в проведении принципа и па первом плане безусловная терпимость к инакомыслящим. Следует отметить, что некоторые не с р а з у переходили к полному воздержанию, а лишь после предварительного более и менее продолжительного пр о б и а го опыт а, ибо до того они считали умеренное употребление спиртных напитков не только приятным, а иногда и полезным. Но опыт приводил обычно к решению стать уже абстинентом. В этом отношении поучительно признание директора гигиенического института в Эрлангене проф. Heim’a. В изданной проф. Фрэпкелем в 1903 году брошюре „Умеренность или воздержание" Heim, н е испытавший еще на себе самом влияние полного воздержания, высказывал мнение, что для гзрослого здорового человека ежедневное употребление около 100 к. с. акоголя, в виде вина или пива, не только безвредно, а иногда даже способствует усвоению жирной пищи. Теперь же. проделав над собой опыт полного устранения каких бы то ни было спиртных напитков и сравнивая свое состояние в период этого опыта с состоянием при умеренном (около 80 грм. алкоголя в течение дня) употреблении, проф. Неиш пришел к категорическому заключению: навсегда остаться абстинентомъ—(ftir immer vollig entha Itsam blei-ben). Таковы факты. Это не увлечение, не фантазия, не преувеличение и не фанатизм, а яркая и ясная действительность. Действительность, удостоверенная не легкомысленно и поверхностно, а. после д .'[ и т е л ь и а го с р а в и и т е л п а г о о п ы т а, людьми высоко культурными, с научной компетенцией, способными к глубокому анализу, испытанными в области наблюдений, размышлений и строго логичных умозаключений. Еще более далеким от пристрастия и крайностей является доставляемый статистикой страховых обществ фактический материал. Здесь не место увлечению по тому одному уже, что дело идет о чисто коммерческих предприятиях, основанных на математических выкладках, обезпечивающих прибыль, выгоду. Вот, например, данные за 35 лет о смертности страховавших свой жизнь в ацтеком обществе ..United Kingdom Temperance and General Provident Institution". В общем отделе было 98% всех ожидавшихся смертей, а в отделе полных трезвенников лишь 71%. Статистика за 17 лет другого страхового общества „Sceptre. Life Association44 тем доказателытее, что клиентами этого общества являются преимущественно члены различных религиозных -организаций, ве- |