Д-ръ мед. И. Сажинъ. Наслѣдственность и спиртные напитки. СПб.:1908

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 7   >>>

  

Наследственность

и

спиртные напитки.

„Мы предоставляем нашим потомкам расплачиваться за наши долги и наше безрассудство“. Тард.

Задачею настоящого очерка является представить вниманию читателя изложение и освещение вопроса, имеющого глубоко важное значение как в жизни всего современного человечества, так и особенно в жизни нашей обширной, дорогой, многострадальной родины.

Я буду говорить о влиянии спиртных напитков на человеческий организм в отношении наследственности, по скольку таковое влияние выяснено и установлено в настоящее время на основании многочисленных научных наблюдений. экспериментальных исследований и статистических данных. Выдающаяся роль алкоголизма в современной жизни всех общественных слоев единодушно признана и правительствами, и государственными людьми, и выдающимися общественными деятелями, и врачами культурных стран всего мира.

В Англии, в палате Общин. Гладстон высказывал мысль, что спиртные напитки в наше время производят большия опустошения, чем три исторические бича—голод, чума и война. По мнению францусского врача Du НатеГя умеренный алкоголизм в настоящее время столь обычное и распространенное явление, что истинно трезвые люди образуют лишь ничтожное меньшинство.

В Германии, глубокий знаток и исследователь алкоголизма, Бэр, обширный труд которого только что появился в новом дополненном издании, пишет:

Der Alkoholismus vernichtet melir Gesundheit und Leben unter clert

н

Mi'iisi'lien, ;ils si ■•Iks I. lic.H.ip, ли ll.ri|>< ми<и1 jsr.h(^ Si чис.Икми (Алкоголизм губит здоровье и жизнь людей ип> большем количестве, чем даѵки с силой вспыхивающия периодически повальные болезни). Известный психиатр, профессор'и> <И>о|>с^ли», указывая на усиленное развитие иинтеиипых'ь обычаев особенно среди молодежи в Германии, Австрии и Швейцарии, называет алкоголь па ряду с культом золотого тельца, истинным демоном нашего века.

Народы более или менее быстро катятся вниз но наклонной плоскости к новому варварству, которое можно назвать алкогольным варварствомъ—la barbarie alcoolique— констатирует в своем очерке о помешательстве Лефевр, профессор Лувэнского университета в Бельгии. В „Вестнике воспитания" за 1897 год бывший профессор гигиены Московского университета Эрисман писал: „трудно или даже невозможно обнять воображением ту массу бедствий, которую приносит человечеству потребление содержащих алкоголь напитков1*.

Соответственно такому положению вещей всюду теперь проявляется дружная, энергичная деятельность, направленная к упорной борьбе с этим мощным врогом человечества; проводится ряд разнообразнейших мероприятий для возможного уменьшения тех зол и бедствий, которые влечет за собой алкоголь.

Учреждаются Общества трезвости среди различных слоев и классов населения, в армии, в средних и высших школах, мужских и женских, вводятся курсы антиалкогольного преподавания, устраиваются чтения, выставки для ознакомления с влиянием алкоголя на человеческий организм; путем лекций, брошюр, различных общедоступных сочинений распространяются среди широких масс сведения об истинных свойствах и значении спиртных напитков; принимается ряд мер в области экономической, фабричной, промышленной, бытовой, социальной вообще и т. д. и т. д. В Швеции, Норвегии и других странах все эти мероприятия и особенно общественная инициатива в деле сокращения пьянства, не замедляли уже дать свои блоготворные результаты. Отошла уже в область предания поговорка: пьян, как швед. Теперь Швеция является по трезвости одной из первых стран мира.

Финляндский сейм принял на днях законопроект