Сажин И. В. Вліяніе алкоголя на развивающійся организмъ. Диссертація на степень доктора медицины, СПб.:1902

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 138   >>>

  

— 138 —

давать детям спиртные напитки «раковой язвой наших дней». Детская и болезненная (kranke) нервная система безконечно сильнее восприимчива, по мнению проф. Ziehen'a, к вредным влия-ниям алкоголя. «Я прямо таки считаю преступлениемъ—у меня нет мягче выражения для этого, говорит prf. Ziehen, когда дают детям ежедневно некоторое количество алкоголя». Такого же взгляда держится большинство психиатров, невропатологов, гигиенистов, физиологов и педиатров. Именно, проф-ра: Бехте-рев, Гитциг, Крепелин, Форель, Мебиус, Штрюмпель, Эрис-ман, Гафки, Вольфюгель, Фик, Прейер, Демме, Багинский, Ранке и мн. др. Существуют опыты, специально проведенные над детьми для выяснения влияния на них алкоголя. Пр. Демме говорит об эксперименте, проделанном в течение 1% лет двумя, вполне достойными доверия, отцами над своими ИО- -15-летними сыновьями. До опыта отцы считали полезным умеренное употребление вина подростками. Вино в количестве 70—100 grm., разбавленное водой, выпивалось в продолжение еды. Несколько месяцев потребления вина чередовались с несколькими месяцами воздержания. В результате, при вине—дети были более вялыми, сонливыми, менее расположенными к умственнной работе, безпокойный, прерывающийся сон менее освежал их. Двое из мальчиков так тяготились винным рэжимом, что просили родителей освободить их от вина. Kende для изучения влияния вина на интеллект детей провел ряд опытов. 25 вполне здоровых, правильно развитых детей были разделены на 4 группы по возрасту. Доза—от 0,5 до 2 децилитров вина. Для контроля оставлялись менее способные. Опыты—в предобеденное время, исследование умственной работоспособности спустя V*—3/4 часа по введении вина. Результат вполне соответствует данным, полученным в опытах пр. Krepelin‘a и его учеников. Даже умеренные однократные приемы вина ослабляют ум-ственвые, духовные силы детей (многие из них получали регулярно вино от родителей за едой). Дети вскоре по приеме вина становились бойче, развязнее, смелее, оживленнее, задорнее, речь их громче, чтение быстрее; однако почерк лишается правильно-ности и симметрии, становится так некрасивым, что сами дети удивляются этому. При вычисленияхъ—больше ошибок, осмотрительность—отсутствует; никому не приходит в голову проверить задачу, что обычно, без приема вина делается постоянно. Выучивание наизусть затруднено; при пересказе дети не замечают даже бессмыслицы, происходящей блогодаря замене одних слов другими по созвучию; мыслительная способность (Denkvermögen) притуплена; характерно, что мальчики 13—15 лет едва в состоянии были, пересказать прочитанное про себя, между тем как смысл громко и медленеф прочитанного понимается и передается хорошо. Характер делается менее выдержанным, раздра-

— 139 —

жительным, нетерпеливым. Дети становятся заносчивы, непослушны, капризны, дерзки, а затемъ—рассеяны, угрюмы, сонны, молчаливы. «Легко представить себе, говорит Kende, насколько резче и вреднее действует привычное употребление алкоголя на нежную нервную систему у детей, если даже умеренные однократные приемы вина так ослабляют умственные и духовные силы ихъ». Исследования, произведенные по предложению Ваугса 368)? учительским персоналом для выяснения зависимости между употреблением алкоголя и работоспособностью школьников в Вене дали следующие результаты, Всего исследованных 591 человек. На 100 детей совершенно не пившие имели очень хорошую отметку в 45 случаях, удовлетворительную—в 48; получающие алкоголь в исключительных случаяхъ—35 и 56; получающие регулярно один раз в день—27 и 59; получающие два раза в день—20 и 55 и получающие 3 раза в день очень хороших отметок совсем не имели, удовлетворительных 33 и неудовлетворительныхъ—67.

Это одинаково относительно и мальчиков, и девочек. Но отзывам учителей Бонской школы дети, получающие по утрам красное или токайское вино в первые часы занятий являлись в классе лишь мешающим балластом.

Глубокия функциональные и анатомопатологическия изменения нервной системы у детей и юношей под влиянием алкоголя наблюдались большим числом клиницистов и педиатров. Soltmann. высказывая мысль, что влияние даже малых доз алкоголя на центральную нервную систему у детей оценивается доселе слишком недостаточно, приводит случай Unterwood4a. Ребенок с 14-го дня жизни до 8 недель ежедневно подвергался судорожным припадкам, не уступающим никакому лечению. С удалением из прежняго жилища последовало быстрое прекращение припадков. Оказывается, что воздух жилища был постоянно пропитан винными парами, так как родители ребенка занимались дестилляцией спирта. Bourneville 369) подробно описал случай алкоголизма у 4-хълетняго мальчика, сопровождавшийся эпилепсией и слабоумием. Со стороны предков и родителей как по отцу, так и по матери—никаких указаний в смысле наследственности (ни нервных, ни душевных заболеваний, ни lues‘a, ни алкоголизма). Зачатие, беременность, роды— никаких уклонений от нормы не представляли.

Вскормлен ребенок грудью кормилицы. Первый зубъ—на 4-м месяце, ходить стал 8-ми месяцев, говорить начал рано: 2-х летъ—был развитой, ласковый мальчик, нервный, но конвульсий не было. Легкия явления рахитизма. Взятый родителями от кормилицы совершенно здоровым 3-х летний мальчик, прожив неделю дома, был отправлен к деду и бабке, где и оставался до 4-х лет. Здесь посетители трактира, содержавшогося дедом, часто давали тайком ребенку пить белое вино, которое ему очень