Сажин И. В. Вліяніе алкоголя на развивающійся организмъ. Диссертація на степень доктора медицины, СПб.:1902

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 135   >>>

  

- - 135 -

генеративного характера при хроническом алкоголизме были находимъ! авторами и в самой нервной системе, центральной и периферической, и в кровеносных сосудах ея, и в соединительной ткани, и в мозговых оболочках; констатировались также изменения различной степени в крове—и лимфонаполнении.

Рассмотрев экспериментальные данные на животных о влиянии алкоголя на нервную систему зрелого и развивающогося организма и познакомившись с результатами изучения такового влияния на взрослого человека, остановимся теперь на анатомофнзи-ологических особенностях нервной системы детского и отроческого возраста. По исследованиям Соколова 361) более развитыми у новорожденных представляются нервные стволы двигательных нервов и слабее всего—чувствительных. В общем, нервные волокна грудных детей отличаются тонкостью, меньшим количеством миэлина, окрашивающогося вместо черного в темносерый цвет и носят характер не полной развития. В химическом отношении они отличаются ббльшим содержанием воды, что обусловливает собой пониженную электрическую раздражительность в первые недели жизни. Спинной мозгъ—большого объема и в 3,3 раза тяжелее, чем у взрослых. Он представляется уже более законченным в развитии, чем головной. Белое вещество яснее разграничено от серого, чем в головном мозгу; нервные волокна вполне развиты и снабжены довольно толстой миэ-линовой обкладкой.

Моторные и сосудистые центры развиты достаточно, задерживающие же функционируют еще слабо. Вещество спинного мозга мягче, нежнее, содержит больше воды, чем у взрослых. Характерной особенностью головного мозга в периоде детства и отрочества является относительно большая величина его и наро-стание в весе тем большее, чем моложе возраст. Детский мозг, сравнительно с весом всего тела гораздо больше, чем у взрослых; у новорожденных он равен 14°|о веса тела, у взрослых же лишь 2,3%. Как в целом, так и в отдельных частях детский мозгъ*представляет признаки недоразвития, незрелости входящих в состав его элементов. Серое вещество слабо разграничено от белого; узлы и извилины полушарий мозга недоразвиты; волокна больших полушарий лишены нервной мякоти, которая является только впоследствии при быстром росте мозга. Дифе-ренцировка белого вещества происходит позднее всего в лобных долях, раньше и скорее развивается затылочная часть. Задерживающие и психомоторные центры поэтому слабо развиты; начало развития последних наступает по Soltmaim у 362) только на 3-ей неделе жиэни; с развитием психомоторных центров появляются в них и большия пирамидальные клетки, считающияся, по Бецу и Мержеевскому, вероятно, материальным субстратом психомоторной деятельности. Кора мозга новорожденных таких клеток еще не содержит. Само вещество детского мозга

- 136 —

мягче, нежнее, богаче водой. Все другия составные части, особенно холестеарин и фосфор, содержатся в нем в меньшем количестве, чем у взрослых. Водой богаче всего большия полушария, затем идут cerebellum/p. Yarolii, m. oblongata. Детский мозг очень быстро ростет, особенно на первом году жизни; к концу этого года вес мозга удваивается. На 3-м году жизни он только на V3 меньше, чем у взрослых. Наростание веса мозга, будучи умеренным и более равномерным с 2-го до 7-го года жизни, вновь несколько усиливается с 7-го до 14-го года, когда вес мозга составляет У3<> веса всего тела (у взрослого— !Ае). Раньше и быстрее других ростут мозжечек и затылочные доли полушарий, медленнее всего развиваются лобные доли; рост их усиливается только после 6-ти летняго возраста. Необходимый для такого быстрого роста и энергичной деятельности усиленный подвоз питательного матерьяла обусловливается сравнительно очень широкими артериями (Бенеке) мозга у детей. Блогодаря усиленному обмену всякия нарушения крове — и лимфообра • щения чувствительнее должны отражаться на детском мозгу,

Вообще, нервная система у детей характеризуется большим сравнительно развитием ея массы, быстрым ростом, легкой возбудимостью, особенностями сосудистой системы и малоустойчивое^«) по отношению к вредным агентам.

Сопоставление изложенных ранее данных о влиянии алкоголя на нервную систему вообще и анатомо-физиологических особенностей нервной системы развивающогося организма очевидно и неоспоримо приводит к заключению, что на последнюю алкоголь должен действовать несравненно интенсивнее, вреднее, ги-бельнее. Наркотический, парализующий яд несомненно должен убийственно повлиять на высшия, лучшия стороны человеческого существа—нравственные, волевые, интеллектуальные свойства,— ослабляя их в момент первоначального развития, в период самых ранних стадиев сформирования и эволюции. Если существенно вредны умеренные, регулярно вводимые дозы алкоголя, то можно представить себе, сколь глубокия патологическия изменения повлечет за собой злоупотребление спиртными напитками в детском, отроческом и юношеском возрасте. Помимо анатомо-физиологических особенностей собственно нервной системы в развивающемся организме существуют и другия условия, способствующия более интенсивному действию алкоголя—это именно, быстрота всасывания, большая концентрация поступающого в кровь вещества; блогодаря меньшему относительно веса тела количеству крови и физиологическия пертурбации в период возмужалости. Неустойчивость духовного равновесия в период отрочества и созревания часто обусловливает собой, по мнению Kerr’a, особую склонность к «физическому очарованию наркотиками». В школьном возрасте присоединяются социально-бытовые моменты,