Сажин И. В. Вліяніе алкоголя на развивающійся организмъ. Диссертація на степень доктора медицины, СПб.:1902

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 15   >>>

  

— 15 —

пить, сделавшись взрослыми. Потребление алкоголя в детстве и юнбсии явление очень частое и в бедных, и в зажиточных классах и не подлежит никакому сомнению. Поучительные примеры в этом отношении приведены доктором Горячкиным 38). Девочка 5 лет, из интеллигентной зажиточной семьи, получает уже с первого года то портвейн, то коньяк, то малагу; начали давать вино по назначению врача. Теперь она пьет ежедневно де менее 2-х рюмок портвейну и чайной ложки коньку. Недавно как то послучаю праздника ей дали 5 рюмок портвейну и рюмку ликеру. 1895 г. ребенок встретил с бокалом шампанского в руке. Пьет вино всегда с удовольствием, после чего оживляется и веселеет, обычно же вяла и апатична. Нередко даже 2—3-х месячные дети систематически опаиваются вином.

До ИО летняго возраста дают спиртные напитки в большинстве случаев с блогой целью «укрепления», для аппетита, сна, слабым золотушным, рахитикам, истощенным и пр. У бедных пользуются водкой простой иногда до 1—2 рюмок ея\е-дневно; в богатых семьях дают портвейнт»—для аппетита и укрепления, малиновку—для пота, когор и черемуховую наливку— при поносе, рябиновку — от глистов и т. д. Наблюдения Горяч-кина относительно 1671 ребенка в амбулатории детской больницы Св. Ольги обнаружили такие результаты. Алкоголь давался в 506 случаях, из которых 266 раз но инициативе окружающих и 240—по инициативе врача.

До 1 года — 51 случаи; от 1 до 2 летъ"—90 случаев; от 2—5 лет 209 случаев и выше 5 летъ—156 случаев. В 273 случаях алкоголь давался систематически. В юношеском возрасте замечается развитие профессионального пьянства среди учеников, ремесленников, фабричных, певчих, прислуги в трактирах и т. д. Типично заявление 12 летняго мальчика, ученика из мастерской, обратившогося за пособием с явлениями острого .алкоголизма: приходится пить водку и пиво, когда вздумается загулять мастерам — если откажешься, то бьют сейчас. Из 470 мастеровых алкоголиков, по исследованию Григорьева 39) 7 132 стали пить водку во время обученья. Развитие алкоголизма среди учащейся молодежи — несомненный факт. В одной из школ Новгородского уезда 40) из 58 учеников старшого отделения ИО бывали уже пьяны; из 21 ученика средняго отделения ИО пили водку и 5 из них бывали пьяны; из 27 — младшого -отделения 19 пили водку и 14 бывали пьяны; из 30 девочек водку пили все, а 17 бывали пьяны (3 старшого, 14 младшого отделения). В одном изь народных училищ Лифляндской губ. из 50 детей 92% оказались знакомыми с хмельными напитками и привыкающими к ним. По приведенным у Григорьева 41) данным на 182 ученика в 4 школах Петербурга, в возрасте

— 16 —

8-—13 летт>, были знакомы с спиртными напитками 166 человек и 151 пили водку. Многие из них были уже пьяны, многие получают спиртные напитки от родителей ежедневно; некоторые заявляли, что могут выпить до 3-х рюмок сразу и любят выпить, так как «хорошо», в голове шумит. В 4-х женских школах на 159 учениц в возрасте 8—16 лет 149 были знакомы со спиртными напитками. Многия получают их ежедневно, некоторые «уже давнонекоторые бывали пьяны. В сельских школах редки случаи ежедневного потребления—только у зажиточных. Ученики старшого отделения не редко бывают пьяны, но вне дома. Про-фес. Догель в 1887 г. на съезде русских врачей в Москве констатировал распространение употребления детьми спиртных напитков. Проф. Ковалевский развитие алкоголизма в детском и юношеском возрасте ставит в связь нередко с терапевтическим назначением алкоголя и переутомлением учащейся молодежи. Д-р Де-хтерев указывает на усиление пьянства среди учащейся молодежи особенно в высших учебных заведениях. По мнению Дембо 42) блогодаря все более и более развивающемуся пьянству среди детей в настоящее время сама школа, к сожалению, должна служить объэктом для борьбы с алкоголизмом.

Представленное выше положение вещей обнаруживает факт глубочайшей важности, что при современном широком развитии почти повсюду алкоголизма, элементы будущого зародыша, спер-матозоидгь и женская лицевая клетка, находясь еще в организме своих носителей доижны уже испытывать на себе существенное влияние алкоголя; зародыш, плод, развиваясь в утробе матери очень часто находится в условиях возможной алкогольной интоксикации; ребенок, с первых дней рождения, в течение всех периодов своего развития вплоть дозрелого возраста нередко имеетт» алкоголь своим неразлучным спутником. Столь серьезное явление современной жизни, влекущее за собой ряд печальных последствий, несомненно должно иметь в основе своей множество разнообразных причин.

Наследственность, экономическия условия, обычаи, неправильное воспитание, дурные примеры, стремление подражать старшим, истощение нервной системы, еавлекающия, наркотическия свойства самого алкоголя—все это имеет чрезвычайно важное значение. Но помимо того преобладающая роль принадлежит глубоко внедрившейся во всех слоях общества ложной уверенности в «укрепляющихъ» и питательных свойствахт» алкоголя. Блогодаря полнейшему незнанию.его истинных свойств обыкновенно в нем видят панацею от всяких зол. Вино укрепляет, питает, поддерживает, иялечивает от болезней, согревает, увеличивает способность к умственной и мышечной деятельности, придает бодрости, доставляет удовольствие, радость—вот обычное