Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 325   >>>

— 325 —

при котором он уже не знает лишений. Напротив, незначительное увеличение заработной платы, далеко недостаточное для того, чтобы покрыть все нужды рабочого, оставляя еще очень много места для всякого рода невзгод, в то же время открывает бблыпую возможность потребления спиртных напитков, в силу наличности у рабочого большей суммы денежных средств. К тому же никогда нельзя учесть всех статей расхода рабочих. Часто при повышении заработка оказываются многочисленные старые дыры, которые необходимо заткнуть, и материальное состояние рабочого при этом нисколько не улучшается.

Данные, которыми мы располагаем, решительно говорят против того взгляда, будто вместе с увеличением блогосостояния рабочого класса увеличивается также его алкоголизация. О блогосостоянии, конечно, не может быть и речи при сравнительно небольшом увеличении заработка. Вечные дефициты, от которых хронически страдают рабочия семьи, нисколько не уменьшаются от незначительной разницы заработной платы в сторону плюса. Изучение бюджетов рабочих ясно показывает нам, что малая сумма доходов нисколько не обезпечивает от пьянства. Даже напротив. Если смотреть на алкоголизм как на выражение известной болезненной потребности, возникающей вследствие ненормальных условий существования, то эта страсть должна усиливаться вместе с падением бюджета и невозможностью для рабочого удовлетворять свои насущнейшия потребности.

Факты действительности подтверждают только что высказанное нами априорное суждение. Если не всегда удается проследить полный параллелизм между ростом потребности в спиртных напитках и падением нормы вознаграждения, если иногда наблюдаются даже факты обратного порядка, когда повышение заработка влечет за собой увеличение потребления алкоголя, то причина этого кроется, как мы уже говорили, в том, что даже у наиболее высоко оплачиваемых рабочих потребности далеко не удовлетворены, довольства нет, и нужда в иллюзии счастья сказывается весьма резко. Ничтожное увеличение заработка, не устраняя и даже не умаляя боль-

— 326 —

йых сторон рабочей жизни, в то же время дает лишние гроши, которые можно пустить на алкоголь.

Перед нами бюджеты рабочих одной из фабрик Богородского уезда, разработанный д-ром И. М. Шапошниковым. Картина получается не из отрадных. Почти весь свой заработок рабочим приходится тратить на содержание своего физического существования. Не остается совершенно средств на удовлетворение культурных потребностей; рабочему нечего тоже думать о разумных развлечениях. И, несмотря на столь скромное существование, из 241 бюджетов, вошедших в анкету, оказалось 110, или 45,2% дефицитных, т.-ф. таких, при которых рабочие не в состоянии были сводить концы с концами и вынуждены были делать долги. При этом в низшей группе с расходом в 100—200 рублей дефицитных бюджетов оказалось 95%, у следующей группы с расходами в 200—300 руб. дефицитных бюджетов было 52,5%;: при расходе в 300—400 руб. не могли сводить концы с концами 40% всех опрошенных, при расходе в 600—700 руб. в группе дефицитных оказались 25%. Таким образом, ни о каком блогосостоянии не может быть и речи, когда рабочие переходят из одной нормы вознаграждения в следующую высшую. И в этом счастливом случае рабочий не выходит из дефицита, иными словами говоря, не избегает вечной нужды, необходимости одалживаться. Наиболее насущные жизненные потребности рабочих далеко не удовлетворены, и повышение заработной платы даже на значительную сумму отнюдь не знаменует собой наступления довольства, при котором нет уже никакой необходимосги в иллюзиях. «Все колебания расходов,—справедливо замечает д-р Шапошников,— на важные потребности указывают на то, что оне еще не насыщены, только развиваются и требуют средств для удовлетворения».

Следовательно, мы должны ожидать, что в той группе рабочих, к которой относится исследование д-ра Шапошникова, повышение заработка должно быть связано с увеличением расхода на алкоголь, абсолютным и относительным. В низшей группе потому мало пьют, что нет никакой